Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Слайд 1Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Слайд 2Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Актуальность Патология органов дыхания у детей занимает одно из первых мест в общей детской заболеваемости (около 2/3 обращающихся в детскую поликлинику) и среди причин детской смертности

Слайд 3Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Определение: Дыхание – комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение двуокиси углерода живым организмом Основная функция дыхательной системы – поддержание нормального уровня газового гомеостазиса О2 и СО2 организма в соответствии со скоростью тканевого метаболизма

Слайд 4Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Этапы дыхания Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Транспорт газов кровью Обмен газов между кровью капилляров и клетками тканей Внутреннее (тканевое) дыхание – биологическое окисление в митохондриях

Слайд 5Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Дыхательная система

Слайд 6Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Функция воздухоносных путей Проведение Очищение Увлажнение Согревание воздуха Регуляция количества воздуха, поступающего в легкие (путем изменения просвета бронхов)

Слайд 7Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Дополнительные функции дыхательных путей Реализация защитных дыхательных рефлексов Обонятельная функция Терморегуляция Голосообразование

Слайд 8Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Строение легких Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого.

(Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней). Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет вид конуса или пирамиды с вершиной, направленной к корню легкого.

Анатомическая и функциональная особенность сегмента определяется наличием самостоятельной вентиляции, концевой артерией и межсегментарными перегородками из эластической соединительной ткани.

Сегментарный бронх с соответствующими кровеносными сосудами занимает определенный участок в легочной доле. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различают 10 сегментов, в левом легком – 9.

Слайд 9Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Респираторный отдел Обеспечение газового гомеостаза Функциональная единица – долька легкого (состоит из нескольких ацинусов )

Слайд 10Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детейОписание слайда:

Внешнее дыхание обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. простая диффузия газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.

Слайд 11Описание слайда:

Диффузия О2 1 фаза – диффузия через барьер между альвеолярным воздухом и кровью 2 фаза – реакция с гемоглобином

Слайд 12Описание слайда:

Транспорт СО2 Углекислый газ переносится кровью к легким за счет: Физиологического растворения в плазме Образования химических соединений (аниона бикарбоната 90% и карбаминовых соединений)

Слайд 13Описание слайда:

Вспомогательный аппарат дыхательной системы Межреберные мышцы и диафрагма участвуют в акте спокойного дыхания Мышцы шеи, плечевого пояса, живота участвуют в акте форсированного дыхания

Слайд 14Описание слайда:

Управляющий (нервный) аппарат
дыхательной системы Дыхательный центр продолговатого мозга Чувствительные и двигательные нейроны нервной системы

Слайд 15Описание слайда:

Дыхательный центр Медуллярная часть – обеспечивает чередование вдоха и выдоха. Апноэтическая часть – вызывает инспираторный спазм Пневмотаксическая часть – оказывает тормозящие влияние на апноэтическую часть

Слайд 16Описание слайда:

Нарушения дыхания, обусловленные незрелостью дыхательного центра Степень незрелости определяет прогноз выживания недоношенных детей Недостаточность пневмотаксической части – апноэ, аритмичное (неэффективное) дыхание Недостаточность апноэтической части – резкое учащение дыхания

Слайд 17Описание слайда:

Стадии роста органов дыхания С эмбрионального периода до 2-3 лет -качественные изменения С 3 лет – количественный (линейный) рост

Слайд 18Описание слайда:

Внутриутробное развитие органов дыхания Эмбриональная стадия. На 3-й неделе эмбриогенеза из шейного отдела энтодермальной трубки появляется выпячивание, которое быстро растет, а на каудальном отделе его возникает колбовидное расширение. На 4-й неделе оно делится на правую и левую части — будущее правое и левое легкие, — каждая из которых древообразно ветвится.

Образовавшиеся выпячивания врастают в окружающую мезенхиму, продолжая делиться, на концах их появляются шаровидные расширения — зачатки бронхов — все более мелкого калибра. На 6-й неделе формируются долевые бронхи, на 8-10-й — сегментарные. Типичное для взрослого человека число воздухоносных путей образуется уже к концу 16-й недели развития плода.

Из этого энтодермального зачатка образуется эпителий легких и дыхательных путей. Псевдожелезистая стадия (с 10 недели). Гладкомышечные волокна и хрящи бронхов формируются из мезодермальной мезенхимы. К нижним долям легких подходит большее число бронхов, воздухоносные пути которых имеют большую протяженность по сравнению с верхними.

Каналикулярная стадия(реканализации) — 16-26-я недели — характеризуется образованием просвета в бронхах, продолжением развития и васкуляризацией будущих респираторных отделов легкого. Альвеолярная стадия — период образования альвеол начинается с 24-й недели, к рождению не заканчивается, образование альвеол продолжается и в постнатальном периоде.

К моменту рождения в легких плода насчитывается около 70 млн. первичных альвеол.

Слайд 19Описание слайда:

Периоды роста легких у детей I ранний период (от рождения до 3 лет) Увеличение объема пространства, задействованного в транспорте кислорода — увеличение воздухоносной полости — увеличение количества альвеол Созревание микрососудов, увеличение объема капиллярной крови Истончение межальвеолярных перегородок (контакт легочного кровотока с воздухом становится более тесным)

Слайд 20Описание слайда:

Периоды роста легких у детей II поздний (от 3 лет до завершения роста костных структур грудной клетки) Рост легкого пропорционально размерам тела Масса легких к концу периода полового созревания увеличивается в 20 раз Количество альвеол к 8 годам достигает числа у взрослого человека

Слайд 21Описание слайда:

Первый вдох

Слайд 22Описание слайда:

Частота дыханий

Слайд 23Описание слайда:

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей Органы дыхания у детей имеют относительно меньшие размеры и отличаются незаконченностью анатомо-гистологического развития.

Слайд 24Описание слайда:

Особенности строения полости носа и придаточных пазух Нос ребенка раннего возраста относительно мал, носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует. Слизистая оболочка носа нежная, относительно сухая, богата кровеносными сосудами.

Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения их слизистой оболочки даже незначительное воспаление вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади.

Особенно узким у детей раннего возраста является выход из носа — хоаны, что часто является причиной длительного нарушения у них носового дыхания.

Слайд 25Описание слайда:

Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо , некоторые отсутствуют. К 2 годам появляется лобная пазуха, увеличивается в объеме гайморова полость. К 4 годам появляется нижний носовой ход.

Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо , некоторые отсутствуют.

К 2 годам появляется лобная пазуха, увеличивается в объеме гайморова полость. К 4 годам появляется нижний носовой ход.

(редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит в раннем детском возрасте) Из-за недостаточного развития пещеристой ткани у детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух, (нахождение детей первого месяца жизни при минусовых температурах ограничено, на первой неделе жизни не гуляют при температуре ниже -10° С).

Пещеристая ткань хорошо развивается к 8-9 годам, этим объясняется относительная (редкость кровотечений из носа у детей 1-го года жизни.) Широкий носослезный проток с недоразвитыми клапанами способствует переходу воспаления из носа на слизистую оболочку глаз.

Слайд 26Описание слайда:

Околоносовые пазухи

Слайд 27Описание слайда:

Особенности лимфоидных органов рото-носоглотки у детей Лимфоглоточное кольцо у новорожденных развито слабо. Глоточные миндалины становятся видимыми лишь к концу 1 -го года жизни. (Ангины у детей до 1 года бывают реже, чем у более старших детей.) К 4-10 годам миндалины уже развиты хорошо, и может легко возникать их гипертрофия.

В пубертатном периоде миндалины начинают претерпевать обратное развитие. В миндалинах может формироваться очаг хронической инфекции. Разрастание аденоидов (носоглоточной миндалины) наиболее выражено у детей с аномалиями конституции, в частности с лимфатико-гипопластическим диатезом.

При значительном увеличении аденоидов у детей нарушается носовое дыхание (дети дышат открытым ртом — воздух не очищается и не согревается носом, может формироваться очаг хронической инфекции – аденоидит, изменяется форма лица (аденоидное лицо), дети становятся рассеянными (дыхание ртом отвлекает внимание), ухудшается их успеваемость.

При дыхании ртом нарушается также осанка, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса. Гипертрофия аденоидов 3-4 степени требует лечения.

Слайд 28Описание слайда:

Особенности строения глотки у детей Глотка у детей относительно узкая и имеет более вертикальное направление, чем у взрослых. Евстахиевы трубы у детей раннего возраста широкие, и при горизонтальном положении ребенка патологический процесс из носоглотки легко распространяется на среднее ухо, вызывая развитие среднего отита.

Слайд 29Описание слайда:

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-anatomofiziologicheskie-osobennosti-dyxatelnoj-sistemy-u-detej

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Обеспечение организма кислородом – одна из важнейших функций любого живого организма. Дыхательная система детского организма имеет свои плюсы, но есть и недостатки.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного не совершенны. Органы дыхания очень тонкие и рыхлые.

Легкие у детей имеют меньше просветов, чем у взрослого. Система дыхания ребенка формируется в течение первых 7 лет и становится такой же, как у взрослого человека. После она лишь увеличивается в размерах по мере роста самого ребенка.

Функции органов дыхания

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Функция дыхания заключается в обогащении клеток организма кислородом.

Органы дыхания человеческого организма состоят из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Воздух через ноздри попадает в носоглотку. Здесь с помощью слизи и большого количества желез воздух увлажняется и согревается. Слизь носоглотки очищает воздух от пыли, микробов и других вредных веществ.

Через гортань и трахеи воздух попадает в легкие. При вдохе в легкие поступает воздух, и с помощью альвеол происходит воздухообмен. Кислород поступает в легочную систему, одновременно удаляется и углекислый газ при выдохе.

Альвеолы тесно примыкают к клеткам капилляров, и при вдохе кислород легко проходит в легочные капилляры. От капилляров кровь с кислородом поступает в легочные вены и попадает в левую сердечную камеру. Оттуда она переносится ко всем органам человеческого организма.

Через капилляры, расположенные в различных органах организма, «отработанный» воздух с углекислым газом поступает в венозную систему. Далее через правый сердечный клапан кровь с углекислым газом попадает в легкие. Ну а далее, как уже говорилось выше, − выдох.

Запаса воздуха в легких хватает на 5-6 минут. Детская дыхательная система гораздо меньше взрослой, поэтому дыхание происходит гораздо чаще. За минуту ребенок может сделать до 60 вдохов.

Чтобы очистить поступаемый в организм воздух, необходимо, чтобы он прошел через железы и слизистую оболочку, расположенные в носу.

Только здесь с помощью слизи и лейкоцитов происходит дезинфекция воздуха. При выдохе все частицы пыли и микробы покидают организм. Таким образом выстроена защитная система организма.

Поэтому очень важно всегда дышать через нос (особенно на улице или общественных местах).

Особенности строения органов дыхательной системы у детей

Анатомо-физиологические особенности отличаются от строения дыхательной системы взрослого. У детей они характеризуются:

  • узким просветом;
  • короткой длиной хода;
  • наличием васкулярных сосудов в слизистой;
  • нежной оболочкой выстилающих тканей дыхательной системы;
  • рыхлыми тканями лимфы.

Дыхательная система подвержена большему проникновению микробов в организм. Из-за этого дети часто болеют респираторными заболеваниями. С возрастом физиологические особенности пропадают. Система становится более устойчивой к среде, в которой находится детский организм.

У ребенка она состоит из дыхательных путей и респираторного отдела. Последний представляет собой сами легкие. Дыхательные пути, в свою очередь, разделяют на верхние и нижние.

Верхние пути

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Верхние дыхательные пути ребенка имеют в своем строении нос, носоглоточное пространство и полость, носовой канал и глотку. Система верхних путей еще слабо развита, не способна отражать инфекционные проникновения и бороться с очагами заболеваний. Именно из-за плохого развития ребенок подвергнут частым заболеваниям: ОРВИ, ОРЗ, грипп.

Носовые ходы

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Носовые ходы короткие и узкие. Даже самый маленький отек может сказаться на качестве дыхания через верхние дыхательные пути. Такое строение у детей младшего возраста обусловлено особенностями скелета лица. В этот же период развития ребенка уже развиты пазухи носа, но только только две: верхняя и средняя. Нижняя пазуха будет формироваться в течение первых 4 лет жизни малыша.

Оболочка носовых пазух имеет большое количество кровеносных сосудов. Любое повреждение слизистой, которая богата сосудами, может привести к травме.

До 9 лет носовые кровотечения у ребенка отсутствуют из-за неразвитой пещеристой ткани. Если у малыша подобные явления наблюдаются, то ребенок может иметь патологию различного характера.

В младенчестве у ребенка развиты только гайморовы пазухи; основной пазухи еще нет.

Лобная и решетчатая будут иметь привычный вид лишь к 2-летнему возрасту. Такое строение пазух носа младенца обеспечивает более полное очищение и увлажнение вдыхаемого воздуха, а также объясняет редкость таких заболеваний как гайморит. В некоторых случаях у детей все-таки может развиться хронический гайморит, причем в течение короткого промежутка времени.

Читайте также:  Аллергический бронхит у детей и взрослых: симптомы, лечение

Носослезный канал

  • Носослезный канал достаточно короткий и к глазу расположен очень близко.
  • Из-за такого строения при воспалении и развитии легочных заболеваний быстро появляется конъюнктивит.

Глотка

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Глотка у ребенка также короткая, узкая и небольшая. В глотке расположено лимфоидное кольцо, в котором находятся миндалины. У ребенка их 6. При осмотре врачом часто виден зев. Так называют скопление различных миндалин у основания глотки.

Структура миндалин и пространства около них очень рыхлая, податливая к «заселению» инфекций. Из-за этого инфекции легко попадают в организм, ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Они часто располагаются на миндалинах, аденоидах и других элементах дыхательной системы, расположенной в глотке. Глотка соединяется со слуховыми каналами.

Из-за такого строения инфекция может легко попасть в органы слуха ребенка. С возрастом каналы увеличиваются в размерах, и инфекции практически не проникают.

Из-за частых заболеваний в глотке ребенок может быть подвергнут расстройствам нервной системы, это может объяснить плохую успеваемость в школе.

Из-за такого типа дыхания возможно «приобретение» аденоидного лица: у ребенка отсутствует носовое дыхание, рот постоянно открыт, наблюдается одутловатость лица.

Надгортанник

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Надгортанник также очень мал у ребенка раннего возраста. Неправильное расположение может привести к «тяжелому» дыханию, которое отчетливо слышат другие. Надгортанник соединяется с нижними дыхательными путями. Во время приема пищи он закрывает проход пищи к легким. Выполняет защитную функцию.

Нижние пути

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Нижние дыхательные пути состоят из гортани, трахеи и бронхов, легких и диафрагмы. Их строение также имеет отличия. В целом система нижних путей более развита.

Гортань

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

При рождении гортань у малыша находится в положении, которое гораздо выше привычного. Она очень подвижна, и с течением времени положение изменяется.

Ее положение не бывает одинаковым, у каждого ребенка оно различно. Гортань имеет форму воронки, сужается к подсвязочному пространству, просвет гортани узкий. У новорожденного диаметр гортани составляет всего 4мм.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/organy-dyhaniya/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-u-detej.html

Особенности дыхательной системы у детей

Дыхательная система представляет собой совокупность органов, состоящих из дыхательных путей (нос, глотка, трахея, бронхи), легких (бронхиальное дерево, ацинусы), а также групп мышц, способствующих сокращению и расслаблению грудной клетки. Дыхание обеспечивает клетки организма кислородом, они в свою очередь перерабатывают его в углекислый газ. Данный процесс происходит в малом круге кровообращения.

Закладка и развитие

Закладка и развитие дыхательной системы ребенка начинается в период 3 недели беременности женщины. Образуется из трех зачатков:

  • Спланхнотом.
  • Мезенхима.
  • Эпителий передней кишки.

Из висцеральных и париетальных листков спланхнотома происходит развитие мезотелия плевры.

Он представлен однослойным плоским эпителием (клетки многоугольные), выстилающим всю поверхность легочной системы, отделяя от других органов.

Внешняя поверхность листка покрыта микроресничками, которые вырабатывают серозную жидкость. Она необходима для скольжения между собой двух листков плевры во время вдоха и выдоха.

Из мезенхимы, а именно зародышевого листка мезодермы, образуются хрящи, мышечные и соединительнотканные структуры, кровеносные сосуды. Из эпителия передней кишки берет развитие бронхиальное дерево, легкие, альвеолы.

Во внутриутробном периоде дыхательные пути и легкие заполнены жидкостью, которая удаляется во время родов при первом вдохе, а также всасывается системой лимфы и частично в кровеносные сосуды. Дыхание осуществляется за счет материнской крови, обогащенной кислородом, через пуповину.

К восьмому месяцу гестации, пневмоцитами вырабатывается поверхностно-активное вещество – сурфактант.

Он выстилает внутреннюю поверхность альвеол, препятствует их спаданию и слипанию, находится на границе «воздух-жидкость». Защищает от вредоносных агентов, с помощью иммуноглобулинов и макрофагов.

Недостаточная секреция или отсутствие сурфактанта грозит развитием респираторного дистресс-синдрома.

Особенностью дыхательной системы у детей является ее несовершенность. Формирование и дифференцировка тканей, клеточных структур выполняется в первые годы жизни и до семи лет.

Строение

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Со временем органы ребенка приспосабливаются к той среде, в которой он будет жить, формируются необходимые иммунные, железистые клетки. У новорожденного дыхательные пути, в отличие от взрослого организма, имеют:

  • Более узкий просвет.
  • Короткую длину ходов.
  • Множество васкулярных сосудов на ограниченном участке слизистой.
  • Нежную, легко поддающуюся травматизации, архитектонику выстилающих оболочек.
  • Рыхлую структуру лимфоидной ткани.

Верхние пути

Нос малыша маленького размера, его ходы узкие и короткие, поэтому самый незначительный отек может привести к непроходимости, что затруднит процесс сосания.

Строение верхних путей у ребенка:

  1. Развиты две носовые пазухи – верхняя и средняя, нижняя сформируется к четырем годам. Хрящевой каркас мягкий и податливый. Слизистая оболочка имеет обилие кровеносных и лимфатических сосудов, в связи с чем незначительная манипуляция может привести к травматизации. Редко отмечается носовое кровотечение – это связано с не развитой пещеристой тканью (она сформируется к 9-ти годам). Все остальные случаи течения крови из носа считаются патологией.
  2. Гайморовы пазухи, лобная и решетчатая не замкнуты, выпячивают слизистую, оформляются к 2 годам, редки случаи воспалительных поражений. Таким образом, оболочка более приспособлена к очищению, увлажнению вдыхаемого воздуха. Полное развитие всех пазух происходит к 15 годам.
  3. Носослезный канал короткий, выходит в углу глаза, близко к носу, что обеспечивает быстрое восходящее распространение воспаления из носа в слезный мешок и развитие полиэтиологичного конъюнктивита.
  4. Глотка короткая и узкая, благодаря чему происходит быстрое ее инфицирование через нос. На уровне между полостью рта и глоткой имеется носоглоточное кольцевидное образование Пирогова-Вальдейера, состоящее из семи структур. Сосредоточение лимфоидной ткани защищает вход в органы дыхания и пищеварения от инфекционных агентов, пыли, аллергенов. Особенности строения кольца: слабо сформированные миндалины, аденоиды, они рыхлые, податливы к заселению в их криптах воспалительных агентов. Возникают хронические очаги инфекции, частые респираторные заболевания, ангины, затруднение носового дыхания. У таких детей появляются неврологические расстройства, они обычно ходят с открытым ртом и хуже поддаются школьному обучению.
  5. Надгортанник в виде лопатки, относительно широкий и короткий. Во время дыхания ложится на корень языка – открывает вход в нижние пути, в период принятия пищи – препятствует попаданию инородного тела в дыхательные ходы.

Нижние пути

Источник: http://elaxsir.ru/anatomiya/osobennosti-dyxatelnoj-sistemy-u-detej.html

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей проф., д. м. н. Павлышин Г. А. — презентация

1 Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей проф., д. м. н. Павлышин Г. А.

2 Система органов дыхания Система органов дыхания состоит из двух частей: верхние и нижние дыхательные пути; Границей между двумя отделами служит нижний край перстневидного хряща. Верхние дыхательные пути включают придаточные пазухи носа, полость носа, глотки, Евстахиеву трубу и другие части; Нижние дыхательные пути включают трахею, бронхи, бронхиальные и альвеолярные капилляры.

3 Анатомическая характеристика Верхние дыхательные пути Нос, носовые ходы (дыхательные пути), придаточные пазухи носа у младенцев сравнительно узкие + Слизистая оболочка богата сосудистой тканью } что делает ребенка уязвимым к инфекциям и отеку; Инфекция, отек полости носа и заложенность носа способствует сужению или заложенности носовых дыхательных путей, что вызывает трудности при дыхании и сосании. There are not inferior (lower) nasal passages (until 4 years) and as a result rarely epistaxis in infants; Носослезный канал короткий, открытый клапан, гипоплазия клапана может быть причиной конъюнктивита с инфекцией верхних дыхательных путей Развитие пазух детей продолжается и после 2-х лет, заканчивается в 12 лет; верхнечелюстные пазухи обычно присутствует при рождении; лобные пазухи начинают развиваться в раннем детстве Дети могут страдать от синуситов; решетчатая, верхнечелюстная пазухи являются наиболее уязвимыми к инфекциям.

4 Гортань расположена на уровне 3-4-го шейного позвонка; Голосовые и слизистые оболочки богаты кровеносными сосудами и лимфатической тканью, склонны к воспалениям, припухлости, из-за этого дети страдают от ларингита (вирусный круп), обструкции дыхательных путей, инспираторной одышки; Верхние дыхательные пути у детей

5 Короткая трахея ; Трахея и бронхиальные ходы у детей является относительно небольшим, хрящи мягкие, отсутствие эластичной ткани Трахея Бронхиальное дерево Бронхиолы Альвеолы Нижние дыхательные пути уязвимы, склонны к сужению и обструкции Анатомическая характеристика Нижние дыхательные пути Правый бронх более прямой, как прямое продолжение трахеи (причинена ателектаза правого легкого или эмфиземы); Левый бронх отделен от трахеи; Бронх делится на долевые бронхи, сегментарные бронхи, бронхиолы. Бронхиолы — без хрящей, слабое развитие гладких мышц, слизистая оболочка богата кровеносными сосудами, гипоплазия слизистых желез, отсутствие секреции слизи, слабый мукоцилиарный транспорт ;

6 Анатомия и физиология Ребра хрящевые и расположены перпендикулярно по отношению к позвоночнику (горизонтальное положение), уменьшение движения грудной клетки. У младенцев стенка грудной клетки очень податливая, что уменьшается с возрастом. Ориентация ребер у младенцев горизонтальная; к 10-летниму возрасту положение ребер понижается новорожденныйвзрослый

7 Механизм дыхания Сокращение наружных межреберных мышц > поднимаются ребра и грудина > увеличивается передне-задний размер грудной полости Сокращение диафрагмы: диафрагма движется вниз >увеличивается вертикальный размер грудной полости снижается давление воздуха в легких воздух перемещается в легкие

8 Анатомия и физиология Межреберные мышцы и вспомогательные мышцы являются незрелыми В результате, дети в большей степени зависит от диафрагмы при вдохе. Увеличение дыхательных усилий являются причиною подреберного и грудного смещения и механический КПД грудной клетки уменьшается.

  • 9 Значительные различия в физиологии дыхательной системы между детьми и взрослыми объясняет, почему у младенцев и детей младшего возраста проявлениям болезней органов дыхания более тяжелые, и почему дыхательная недостаточность является распространенной проблемой в неонатальных стационарах и отделениях интенсивной терапии. Оценка особенностей физиологии детских органов дыхания важно не только для правильной оценки любого больного ребенка, но и для правильной интерпретации функциональных легочных тестов, которые проводятся среди них Выводы
  • 10 Средняя частота дыхания в покое детей разного возраста : новорожденные40-60 в мин; 6 месяцев в мин; 1 год 30 в мин; 5 лет 25 в мин; 10 лет 20 в мин; лет в мин.
  • 11 Нарушения частоты дыхания Тахипноэ является увеличение ЧД интерстициальные, сосудистые и множество других заболеваний, тревога) Брадипноэ является уменьшение ЧД (наркотики, повышение внутричерепного напряжения, микседема) Одышка является расстройством дыхания Апноэ является остановкой дыхания

12 Нарушения глубины дыхания Гиперпноэ является увеличением глубины дыхания. Гиповентиляция является снижением глубины и нерегулярным ритмом дыхания. Гипервентиляция является увеличением частоты и глубины дыхания.

  1. 13 Патологическое дыхание Парадоксальное (дыхание типа качели): грудная клетка падает на вдохе и на выдохе поднимается. Как правило, наблюдается при дыхательной недостаточности третьей степени, РДС; Дыхание Чейн-Стокса : циклическое увеличение и уменьшение глубины дыхания (застойная сердечная недостаточность, церебро-васкулярная недостаточность) Дыхание Куссмауля: медленное глубокое дыхание, гипервентиляция, затрудненное дыхание (кетоацидоз) Дыхание Биота : чередование равномерных дыхательных движений и продолжительных пауз, строгая закономерность числа дыханий и продолжительность пауз отсутствуют (травмы ЦНС)
  2. 14 Перкуссия Резонансные звуки с низким тоном; полый звук, слышится на нормальной ткани легкого Чрезвычайно тупой звук обычно слышен на твердых областях, такие как кости.
  3. 15 Перкуссия Перкуссия легочных полей, осуществляется, чередуясь сверху вниз и сравнивая обе стороны Перкутировать нужно по межреберными промежуткам Держите средний палец плотно на стенке грудной клетки вдоль межреберного промежутка и нанесите легкий удар по этому пальцу дистальнее межфалангового сустава средним пальцем другой руки. Движение удара должно исходить от запястья Ударяйте 2 раза подряд

16 Перкутировать грудь нужно со всех сторон. Стоя позади, скрестите руки пациента перед его грудью. Этот маневр раздвинет крылья лопаток и откроет заднюю стенку грудной клетки.

Затем, развернув пациента к себе лицом, перкутируйте переднюю стенку грудной клетки, ключицы и надключичные пространства.

Затем, когда пациент будет держать руки над головой, вы сможете перкутировать подмышечные впадины. Перкуссия

17 Легкие наполнены воздухом (99% легких воздух) При перкуссии легких слышен резонирующий (ясный) легочный звук. Этот помогает выявить области легких лишенные воздуха.

Помните, что тупость левой передней груди возникает из-за сердца, а правой нижней части грудной клетки из-за печени. Помните, что гиперрезонанс (коробочный звук) левой нижней передней груди из-за воздуха, которым наполнен желудок.

Как правило, остальные легочные поля являются резонансными

18 Причины патологической тупости легочного звука В норме тупой или глухой звук слышен на небольших участках, таких как сердце или печень.

Тупой звук заменяет резонирующий, когда жидкость или твердые ткани заменяет воздухсодержащие ткани легких, как это происходит при пневмонии, плевральном выпоте (гидро-, гемоторакс), или опухолях Снижение резонанса отмечается при плеврите и всех других заболеваниях легких.

19 Причины гиперрезонансного (коробочного) звука Гиперрезонансный звук, который громче и ниже, чем резонансный звук, как правило, слышен при перкутирующий грудной клетки детей и очень худых взрослых Гиперрезонансный (коробочный) звук может также быть услышан, при чрезмерном расширении легких; эмфизема легких, у пациентов с ХОБЛ, бронхиальная астма, астматический бронхит. Коробочный звук на одной стороне груди может свидетельствовать пневмотораксе. Коробочный звук возникает, либо из-за вздутия легких, что отмечается при астме, эмфиземе либо из-за пневмоторакса.

20 Тимпанический звук полый, высокий, похожий на звук барабана Тимпанический звук в норме слышен над желудком, но является патологическим при перкуссии грудной клетки Тимпанический звук при перкуссии грудной клетки указывает на чрезмерное количество воздуха, это может происходить при пневмотораксе Причины тимпанического звука

Читайте также:  Как и чем лечить простуду в носу - эффективные средства

21 Анатомия долей легких

22 Выслушивайте хотя бы один полный дыхательный цикл на каждом участке. Сначала выслушивайте тихое дыхание. Если дыхательные звуки не слышны, попросите пациента дышать глубоко. Сначала описывают дыхательные звуки, а затем побочные. Аускультация Легкие выслушиваются на верхушках, средних и нижних легочных полях сзади, с боков и спереди. Поочередно, сравнивая обе стороны.

23 Оцените длину вдоха и выдоха. Выслушивайте паузы между вдохом и выдохом. Сравните интенсивность дыхательных шумов между верхней и нижней части грудной клетки в вертикальном положении. Обратите внимание на наличие или отсутствие побочных шумов. Аускультация Обратите внимание на интенсивность дыхательных шумов и сравнение с противоположной стороной.

24 Начните с аускультации верхушек легких, двигаясь из стороны в сторону и сравнения по мере приближения к основе.

Если вы услышите сомнительный дыхательный шум, выслушайте несколько других близлежащих места и попытаться очертить масштабы и характер.

Для оценки задней грудной стенки, попросите пациента держать обе руки скрещенными перед его / ее грудью, если это возможно. Важно, чтобы вы всегда сравнивали то, что вы слышите с противоположной стороной.

25 Нормальные дыхательные шумы трахеальный, бронхиальный, бронховезикулярный и везикулярный звуки Описание дыхательных шумов: продолжительность (как долго длится звук), интенсивность (как громко звучит), тональность (высокий или низкий звук), время (когда звук возникает в дыхательном цикле).

26 Дыхательные шумы можно разделить на следующие категории : В нормеПатологическиеПобочные Трахеальный Отсутствующий/сни женный Влажные хрипы ВезикулярныйБронхиальныйСухие хрипы Бронхиальный Бронхо- везикулярный Свистящее дыхание (стридор) Шум трения плевры Медиастинальный хруст (симптом Хаммена)

27 Бронхиальный шум присутствует в большинстве дыхательных путей, выслушиваемых на передней грудной стенке возле второго и третьего межреберных промежутков (трахея, правый грудинно-ключичный сустав и заднее правое межлопаточное пространство); Этот звуки более трубный и звучащий более глухо, чем везикулярный звуки, но не столь грубый, как трахеальный. Бронхиальный звук громкий и высокотональный с короткой паузой между вдохом и выдохом (вдох и выдох равны);звук выдоха длится дольше, чем звук вдоха. Нормальные дыхательные шумы

28 Бронхиальный звук имеет следующие характеристики Соотношение вдоха/выдоха : 1:1 или 1:1 1/4 с паузой между вдохом и выдохом Топография : выслушивается над рукояткой грудины Характеристика звука : высокотональный, трубный, звучит глухо Симптом свидетельствующий о том что присутствует область уплотнения — пневмония, ателектаз, инфильтрация

29 Бронховезикулярный звук имеет следующие характеристики : Соотношения вдоха/выдоха : 1:1 или 1:1 1/4 с паузой между вдохом и выдохом Топография : Лучше всего выслушивается в первом и втором межреберном пространстве (передняя стенка грудной клетки), а также между лопатками (задняя стенка грудной клетки) — над главным стволом бронхов Характеристика звука : высокотональный, трубный, звучит глухо Симптом свидетельствующий о том что присутствует область уплотнения — пневмония, ателектаз, инфильтрация

30 Патологические дыхательные звуки включают : отсутствие звука и/или присутствие этого звука в тех областях, где в норме он не выслушивается. Например, бронхиальный звук патологичный в периферических участках, где должно выслушиваться лишь везикулярный звук.

Когда бронхиальный звук выслушивается в областях удаленных от его нормального выслушивания, у пациента имеет место уплотнение (в случае пневмонии) или сдавление легких. Уплотненная ткань передает звук более быстрее чем заполненные воздухом альвеолы нормальных легких.

31 Тип Характерис- тика Интенсив- ность Высота тонаОписаниеЛокализация Норма ТрахеальныйЗвучныйВысокий грубый; не выслушивается как положено Над трахеей ВезикулярныйМягкийНизкий.

Над легкими БронхиальныйОчень звучныйВысокий звук близок к стетоскопу; пауза между вдохом и выдохом Над рукояткой грудины (в норме) или уплотненными участками Бронхо- везикулярный Средний. В норме в 1-ом и 2-ом межреберьи спереди и между лопатками сзади; другие локализации — симптом уплотнения ткани Патология Отсутствует/ пониженный..

выслушивается при РДС у взрослых, астме, ателектазе, эмфиземе, плевральном выпоте, пневмотораксе. Бронхиальный.. симптом уплотнения данного участка. Резюме

32 Термин побочные дыхательные шумы относится к дополнительным звукам, которые слышны помимо обычного дыхания. влажные хрипы сухие хрипы шум трения плевры свистящее, шумное дыхание (стридор)

33 Побочные шумы Сухие хрипы Свистящее, шумное дыхание (стридор) Влажные хрипы Шум трения плевры

34 Влажные хрипы Влажные хрипы – прерывистые, немелодичные, краткие, «трескающие» звуки, которые возникают в дыхательных путях Причиной является наличие жидкости в мелких дыхательных путях или ателектаз. Влажные хрипы могут быть выслушаны на вдохе или выдохе.

Звук треска создается, когда воздух проходит через суженные из-за жидкости, слизи или гноя дыхательные пути Влажные хрипы часто связаны с воспалением или инфекцией мелких бронхов, бронхиол и альвеол (пневмония, ателектаз).

Влажные хрипы часто описываются как тонкие (высокой тональности, мягкие, краткие), грубые (низкой тональности, громкие, очень короткие). Тонкие влажные хрипы мягкие, высокой тональности и краткие. Можно имитировать этот звук, если катать прядь волос между пальцами возле уха.

Грубые влажные хрипы — периодический «пузырящийся» звук, который громче, более низкой тональности и несколько продолжительнее, чем тонкие влажные хрипы.

35 Сухие хрипы Это непрерывный, высокой тональности, шипящий или свистящие звук. Они вызваны воздухом, проходящим через суженные, отечные или с частичной обструкцией дыхательные пути (бронхиальная астма, застойная сердечная недостаточность, хронический бронхит, ХОБЛ). Сухие хрипы слышны непрерывно во время вдоха или выдоха, или как во время вдоха так и выдоха.

Сухие хрипы относительно высокой тональности, которые звучат как пронзительный писк называются свистящими хрипы. Эти хрипы возникают, когда дыхательные пути сужены, например, могут возникнуть во время острого приступа астмы Сухие хрипы низкой тональности, похожие на храп или стон относят к звучным хрипам.

Выделения в крупных дыхательных путях, как это происходит при бронхите, могут быть причиной этих звуков.

36 Хрипы Это низкой тональности, непрерывные, музыкальные, храпоподобные звуки, похожие на сухие хрипы. Они вызваны выделением секрета и сужением дыхательных путей. Как правило, они исчезают после кашля

37 Звук трения плевры низкой тональности, скрежещущий или скрипучий звук, который возникает, когда воспаленные плевральные поверхности трутся друг об друга при дыхании. Чаще всего выслушивается на вдохе, чем выдохе, шум трения плевры легко спутать с шумом трения перикарда.

Чтобы отличить звук шума трения плевры от шума трения перикарда, попросите пациента коротко задержать дыхание.

Если шум трения продолжается, это шум трения перикарда, поскольку воспаленные слои перикарда продолжают трение при сердцебиении, а шум трения плевры прекращается, когда дыхание останавливается.

38 Тип Характерис- тика Интенсив- ность ТональностьОписаниеЛокализация Побочные Влажные хрипы Мягкая (тонкие влажные хрипы) или громкая (грубые влажные хрипы) Высокая (тонкие влажные хрипы ) или низкая (грубые влажные хрипы) Прерывистые, немелодичные, краткие, «трескающие» звуки (РДС у взрослых, астма, бронхоэктазия, бронхит, ранняя застойная сердечная недостаточность) иногда могут быть в норме могут быть выслушаны спереди на основе легких после макс. выдоха или после длительного лежачего положения Сухие хрипыВысокаяЭкспираторная непрерывный, высокой тональности, шипящий или свистящие звук; монофонические (обструкция 1 дыхательного пути) или полифонические (общая обструкция); (застойная сердечная недостаточность, хр. бронхит, ХОБЛ, отек легких) где угодно на поверхности легких, возникает при обструкции ХрипыНизкаяЭкспираторная Это низкой тональности, непрерывные, музыкальные, храпоподобные звуки, похожие на сухие хрипы.. Стридор.Инспираторная музыкальные хрипы, предполагающие обструкцию трахеи или гортани выслушивается громко на вдохе над трахеей Шум трения плевры. Экспираторная и инспираторная скрип или звук щетки; непрерывный или прерывистый,(плевральный выпот или пневмоторакс) как правило, могут в конкретном месте на грудной стенке Медиа-тинальный треск.Асинхронные Влажные хрипы синхронные с сердцебиением, интерстициальный пневмофиброз лучше выслушивается в левом боковом лежачем положении Резюме

39

40

Источник: http://www.myshared.ru/slide/631698

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

  • Особенности дыхательных путей ребенка
  • Особенности строения носа ребенка
  • Особенности глотки ребенка
  • Особенности гортани ребенка
  • Особенности трахеи ребенка
  • Особенности бронхиального дерева ребенка
  • Особенности легких у детей.
  • Заболевания органов дыхания.
  • Профилактика органов дыхания.

3.Список литературы

Введение

Одними из важных наук в изучении человека является анатомия и физиология. Науки, изучающие строение тела и отдельных его органов, и жизненные процессы, протекающие в организме, иными словами, работу, или функции, как отдельных органов, так и всего организма в целом.

Прежде чем беспомощный младенец станет взрослым человеком, пройдет много лет. В течение всего этого времени ребенок растет и развивается.

Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него, что вредно и какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития.   

Возрастная анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Начало формирования трахеопульмональной системы начинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второго порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первичных бронхов. 

У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основные артериальные и венозные коллекторы легких. в течение 3 месяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сегментарные и субсегментарные бронхи

В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких. в промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких

У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты пористого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, выстилающими бронхи. в 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит дальнейшее развитие функциональных единиц легких

Рождение ребенка требует немедленного функционирования легких, в этот период с началом дыхания происходят значительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхательного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, выстилающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натяжения сурфактантной системы приводит к серьезным заболеваниям ребенка раннего возраста. В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотношение длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, когда трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие. Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологические очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к выполнению функции дыхания, но отдельные компоненты находятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции

После трехмесячного возраста различают II периода

 период интенсивного роста легочных долей (от 3 месяцев до 3 лет).

start=»2″

 окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).

Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная поверхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм. В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотношение объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по сравнению от легких взрослых людей

Особенности дыхательных путей ребенка

Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и нижние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи. Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхаемый воздух. Легкие представлены мелкими мешочками, которые содержат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего углекислого

Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диафрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох. В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энергетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту. Основным носителем кислорода является гемоглобин. В легочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает фетальный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии  кислородного голодания. Транспорт углекислого газа происходит в растворенном виде, насыщение крови кислородом влияет на содержание углекислого газа

Функция дыхания тесно связана с легочным кровообращением. Это сложный процесс. Во время дыхания отмечается его авто регуляция. При растяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во время выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или принудительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. Приспадении и сдавлении легких происходит сужение бронхов. В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Бронхи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и сужаются. Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения проявляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды. При заболеваниях органов дыхания у детей могут возникнуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недостаточность

Особенности строения носа ребенка

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос уплощенный из-за недостаточно развитого лицевого скелета. носовые ходы более узкие, раковины — утолщенные. носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. полость носа — относительно малых размеров. слизистая оболочка очень рыхлая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. воспалительный процесс приводит к развитию отека и сокращению из-за этого просвета носовых ходов. нередко происходит застой слизи в носовых ходах. она может подсыхать, образуя корочки. при закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ребенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. дети в связи с затруднением носового дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согревание поступающего воздуха и увеличивается склонность к простудным заболеваниям

При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие различения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — признаком заболевания носа. Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными пространствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморовы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам. Особенности слезно-носового канала. Слезно-носовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В связи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок

Особенности глотки ребенка

Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, небные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболевания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам. К концу первого года жизни миндальная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболевания, как тонзиллит, аденоидит. В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые соединяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носоглотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха

Особенности гортани ребенка

Источник: http://student.zoomru.ru/pedagog/anatomofiziologicheskie-osobennosti-dyhatelnoj-sistemy-u/286355.3391439.s1.html

1.Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей в разные возрастные периоды. Особенности течения бронхо-легочной патологии у детей раннего возраста

Билет
№18

Читайте также:  Пневмония у детей: симптомы, признаки и лечение

К
моменту рождения ребенка морфологическое
строение еще не­совершенно. Интен­сивный
рост и дифференцировка дыхательных
органов продолжаются в тече­ние первых
месяцев и лет жизни.

Формирование органов
дыхания заканчи­вается в среднем к 7
годам, и в дальнейшем увеличиваются
только их размеры. Все дыхательные пути
у ребенка имеют значительно меньшие
размеры и более узкие просветы, чем у
взросло­го.

Особенностями
их морфол.

строения у детей первых лет жизни
являются:

  • 1)
    тонкая, нежная, легкоранимая сухая
    слизистая оболочка с недо­статочным
    развитием желез, со сниженной продукцией
    секреторного иммуно­глобулина A
    (SIgA)
    и недостаточностью сурфактанта;
  • 2) богатая
    васкуляризация подслизистого слоя,
    представленного преимущественно рыхлой
    клетчат­кой и содержащего мало
    эластических и соединительнотканных
    элементов;
  • 3) мягкость и
    податливость хрящевого каркаса нижних
    отделов дыхательных пу­тей, отсутствие
    в них и в легких эластической ткани.

Нос
и носоглоточное пространство
.
У
детей раннего возраста нос и носо­глоточное
пространство малых размеров, короткие,
уплощенные из-за недо­статочного
развития лицевого скелета. Раковины
толстые, носовые ходы уз­кие, нижний
формируется только к 4 годам. Пещеристая
ткань разви­вается к 8 —9 годам.

Придаточные
полости носа
.
К
рождению ребенка сформированы лишь
гайморовы пазухи; лобная и решетчатая
представляют со­бой незамкнутые
выпячивания слизистой оболочки,
оформляющиеся в виде полостей только
после 2 лет, основная пазуха отсутствует.
Полностью все придаточные полости носа
развиваются к 12—15 годам.

Слезно-носовой
канал
.
Короткий,
клапаны его недоразвиты, выходное
от­верстие расположено близко от угла
век, что облегчает распространение
ин­фекции из носа в конъюнктивальный
мешок.

Глотка.
У
детей раннего возраста относительно
широкая, небные миндалины при рождении
отчетливо видны, но не выступают из-за
хорошо развитых дужек. Их крипты и сосуды
развиты слабо, что в какой-то мере
объясняет редкие заболевания ангиной
на первом году жизни.

К концу перво­го
года лимфоидная ткань миндалин, в том
числе носоглоточной (аденоиды), нередко
гиперплазируется, особенно у детей с
диатезами. Барьерная их функ­ция в
этом возрасте низкая, как у лимфатических
узлов.

Разросшаяся лимфоидная ткань
заселяется вирусами и микробами,
образуются очаги инфек­ции — аденоидит
и хронический тонзиллит.

Щитовидные
хрящи

Источник: https://StudFiles.net/preview/3097977/

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.

У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.

В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.

  • В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.
  • У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.
  • В 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.

Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких.

Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность.

Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.

В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.

Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги.

Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.

После трехмесячного возраста различают II периода.

  1.  период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
  2.  окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).

Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.

В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.

Особенности дыхательных путей ребенка

Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.

Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.

Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.

Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.

В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту.

Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин.

В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям.

Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.

Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.

Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.

Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.

В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.

  1. Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.
  2. При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.
  3. Особенности строения носа ребенка

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров.

Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.

При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.

При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.

Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.

Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.

Особенности глотки ребенка

Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам.

К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая.

Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.

В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.

Особенности гортани ребенка

Источник: http://www.med-practic.com/rus/68/12746/article.more.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector