Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Среди всех детей, имеющихся различные патологии, значительное количество становят дети с нарушением слуха. Согласно статистическим данным, насчитается тысячи таких детей, и ежегодно этот показатель только увеличивается.

Врожденное или приобретенное угнетение слуховой функции, случившееся раннем возрасте, почти всегда отражается на психическом, физическом и личностном развитии ребенка. Минимизируется способность слышать свой голос и речь других людей.

Поэтому, детям с такой патологией очень трудно научиться разговаривать.

Причины и факторы, которые влияют на снижение слуховой способности, разделяют на 3 группы.

  1. Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактикаНаследственный фактор. Включает в себя тугоухость, которая передается через несколько поколений, и генетическую предрасположенность. При аномальных развитиях внутреннего ухо у одного из родителей, существует риск того, что глухота проявится и у новорожденного. Также глухота может быть вызвана генетическими мутациями, при которых изменяется ген, отвечающий за возможность передавать сигналы.
  2. Врожденный фактор. Возникает как следствие воздействие на плод различных факторов, со стороны организма матери. Особенно опасным является поражение на ранних сроках беременности, когда зарождается слуховой аппарат. Среди факторов, провоцирующих врожденное снижение слуха выделяют такие:
  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания малыша (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз);
  • прием ототоксических препаратов во время беременности;
  • употребление беременной женщиной алкогольных напитков в больших количествах;
  • рождение ребенка с весом менее 1500кг, либо на сроке меньше чем 32 недели;
  • кислородное голодание плода;
  • родовые травмы;
  • после рождение малыш длительное время не мог начать дышать.
  1. Приобретенное нарушение слуха. Приобретенная тугоухость наблюдается чаще, чем врожденная. Резкое понижение слуха может возникнуть внезапно после сильного физического напряжения, перенесенного стресса, переохлаждения или перегревания. Также причиной патологии могут стать инфекционные болезни, онкологические заболевания, нарушение в работе сосудов, средний отит, сахарный диабет, прием некоторых антибиотиков.

Как определить, что ребенок плохо слышит

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста можно определить по таким признакам:

  • Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактикаМалыш никак не реагирует на громкие звуки и на голос матери;
  • В возрасте около 4 месяцев не реагирует на разговоры людей;
  • К четырехмесячному возрасту не поворачивает голову на мелодичные звуки игрушек;
  • Ребенок часто берет себя за уши – это может говорить о наличии инфекции либо повышенном давлении в слуховом аппарате;
  • в возрасте 6 месяцев малыш не издает никаких звуков;
  • по истечению двухлетнего возраста не произносит никаких слов и звуков;
  • малыш малообщительный, агрессивный;
  • просит по несколько раз повторить фразы;
  • во время общения внимательно наблюдает за мимикой и губами собеседника;
  • не реагирует на обращение к нему, если собеседник вне зоны видимости;
  • делает большую громкость на телевизоре.

Если присутствуют хоть малейшие нарушения, то необходимо в срочном порядке проверить слуховой аппарат малыша путем инструментальных анализов. Чем раньше будет сделано заключение, что ребенок слабослышащий, тем выше шансы того, что этот дефект будет устранен, и он вернется к полноценной жизни.

Профессиональное обследование детей с нарушением слуховой функции

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

В любом возрасте психологи должны обращать внимание на то, как ребенок разговаривает, проанализировать связь между мышлением и речевой функцией, изучить абстрактное мышление, а также развитие движений и моторики.

Среди подростков и юношей большое значение имеет изучение личностных особенностей и самосознания, как факторов, которые влияют на социальную адаптацию.

Основным методом психолого-педагогического изучения детей с нарушением слуха в любом возрасте является наблюдение. Так как задержка в развитии может быть аналогичной с такими индивидуальными внешними проявлениями, как необщительность, или неспособностью ребенка говорить.

При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха в возрасте 3-4 лет учитывают такие характеристики:

  1. Уровень общения. Речь детей с нарушением слуха отличается от полноценных. В младенческом периоде у больных детей гуление проявляется позже, оно имеет хрипловатый однообразный характер. Кроме этого они издают много других звуков (чмокание, кряхтение), которые по мере взросления уменьшаются и становятся однообразными.
  2. Способность воспринимать звуки. Звуковое восприятие у детей с нарушением слуха проверяется с помощью Аудиограммы, где определяется острота слуха и чувствительность к звукам различной высоты и частоты.
  3. Особенности в двигательном развитии. При наличии проблем со слухом у младенцев могут свидетельствовать такие особенности как, недержание головы, малыш не способен стоять прямо, отсутствуют реакции на укачивание в коляске, нарушена координация и мелкая моторика, при ходьбе ребенок трет ногами об поверхность.
  4. Реакция на похвалу и неодобрение. До двухлетнего возраста малыши не способны адекватно оценить их действия, они не понимают, что сделали хорошо, а что плохо, даже если был дан образец действий, не реагируют на похвалу. Способность оценить успех и неудачу проявляется в дошкольном возрасте.
  5. Самостоятельная оценка. Дети с нарушениями слуха начинают позже выделять себя, указывать на части тела.

У детей старшего возраста изучают степень самостоятельности, уровень логического мышления, умение читать, писать, считать.

Лечение слуха

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Если нарушение слуха произошло из-за серных пробок, то нужно прокапать соответствующие капли, либо обратиться к ЛОРу.

В случае, если лечение не дало положительных результатов то для упрощения жизни ребенка устанавливается слуховой аппарат. Данный прибор выбирается в индивидуальном порядке после многочисленных исследований и на основе заключения лечащего врача.

Если дите вовсе не слышит, то ему может быть проведена кохлеарная имплантация. Суть ее заключается в установки протеза, который частично вживляют во внутреннее ухо.

Следует помнить, что прибор каждые 6 месяцев нужно настраивать и периодически менять, так как он может выходить из строя. Поэтому врачи советуют прибегать к этой процедуре, в крайнем случае. Если ребенок имеет хоть немного остатков слуха то лучше использовать слуховой аппарат.

Образование детей, которые плохо слышат

Источник: http://uhogn.ru/bolezni/pochemu-u-detej-narushenie-sluha/

Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.

Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.

Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.

Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.

Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.

Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

Степень Громкость Характеристика
Первая Снижение слуха не превышает 50 дБ Речевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
Вторая Потеря слуха от 50 до 70 дБ Коммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
Третья Потеря слуха более 70 дБ Происходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

Степень Восприятие громкости
Первая Снижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая 40-55 дБ
Третья 55-70 дБ
Четвертая 70-90 дБ
Глухота Более 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Читайте также:  Хронический тонзиллит у ребенка: симптомы и лечение

Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.

Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.

У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.

Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

Категория Характеристика
Глухие Самостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
Слабослышащие Ребенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.

у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).

Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.

Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.

имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).

В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.

Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Источник: https://pneumonija.com/ear/deafness/narushenie-sluxa-u-detej.html

Причины нарушения слуха у детей – врожденные и приобретенные

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

У многих людей нарушение слуха ассоциируется со старостью. Но несмотря на то, что большинство случаев нарушения слуха связаны со старением организма, не стоит забывать о таких причинах, как наследственность, врожденные патологии, перенесенные заболевания, идиопатические (неясного происхождения).

К сожалению, нарушение слуха является распространенной врожденной патологией. Согласно мировой статистике 3-4 малыша из 1000 родившихся страдают значительным снижением способности слышать.

Даже у здоровых родителей существует риск рождения слабослышащего ребенка.

Важная задача для родителей и врачей — это выявление признаков тугоухости у ребенка в раннем возрасте, чтобы назначить эффективный способ лечения или коррекции.

Причины нарушения слуха у детей

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Врожденная тугоухость, как правило, развивается в следующих случаях:

  • Неблагоприятное течение беременности. Если Ваша беременность протекала плохо, с сильным токсикозом, с постоянной угрозой выкидыша и преждевременных родов, либо у матери и плода был резус- конфликт, то Вам обязательно стоит проверить слух Вашего ребенка после его рождения. Так же причиной для врожденной тугоухости может быть прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Патологические роды. Все патологии, которые приводят к прекращению поступления кислорода к плоду преждевременные, затяжные или стремительные роды, частичная отслойка плаценты, кесарево сечение и т.д.) и внутричерепная травма плода могут являться причинами нарушения детского слуха.

Наследственной тугоухости подвержены те новорожденные, чьи родители страдают от нарушения слуха. При заболевании одного из родителей возможность рождения ребенка с нарушением слуха составляет 50%. Зачастую наследственная тугоухость проявляется совместно с другими патологиями:

  • Заболевание глаз;
  • Заболевание почек;
  • Аномалии наружного уха;
  • Поражения кожных покровов;
  • Патологии эндокринной и нервной систем;
  • Заболевания костно-мышечной системы.

К причинам возникновения приобретенных нарушений детского слуха относят следующие:

  • Скопление ушной серы или другой грязи. Это самая безобидная из причин нарушения детского слуха. В данном случае Вам может помочь обычный врач, который удалит серу или другую грязь, после чего, в большинстве случаев, слух ребенка полностью восстанавливается. Но ни в коем случае не пробуйте удалить ушную серу самостоятельно. Это может привести к серьезному нарушению слуха Вашего ребенка.
  • Отит среднего уха. Воспаление среднего уха встречается у детей очень часто. При острых случаях отита без начала своевременного лечения барабанная перепонка может повредиться, что приведет к серьезным проблемам со слухом.
  • Акустическая шумовая травма. Возникает в результате продолжительного воздействия громкого шума, либо кратковременного внезапного громкого звука как, например, фейерверк или выстрел.
  • Инфекция. Острые инфекционные заболевания, такие как корь, свинка, коклюш или менингит могут послужить причиной нарушения детского слуха.

Как диагностировать у ребенка нарушение слуха

Уже на 20-й неделе беременности зародыш имеет рудиментарный слух, который начинает развиваться, вплоть до рождения ребенка. Именно с этого момента зародыш может слышать звуки, которые поступают извне.

Первые симптомы нарушения слуха, как правило, замечают сами родители. Мы приводим некоторые из них, но стоит помнить, что у всех детей разные темпы развития и данные особенности поведения не обязательно говорят о том, что ребенок плохо слышит. С другой стороны они могут быть связаны с тем, что Ваш ребенок не воспринимает все окружающие его акустические импульсы.

Выделяют следующие симптомы нарушения детского слуха:

  • Ребенок не реагирует на внезапные или громкие звуки и не может определить их источник. Как правило, уже в 5-6 месяцев ребенок начинает определять, откуда идет звук.
  • Ребенок нуждается в высоком уровне громкости повседневных звуков. Он сидит близко к телевизору, не реагирует на Ваш голос, если Вы говорите чуть тише или сам в разговоре с Вами говорит очень громко.
  • Ребенок постоянно трогает свое уши. Это может являться признаком инфекции или чрезмерного давления в ухе.
  • Примерно в 6-8 месяцев ребенок прекращает лепетать и начинает издавать более высокочастотные крики.
  • В 6 месяцев ребенок не реагирует, когда Вы называете его по имени.
  • В течении первых двух лет ребенок не начинает произносить отдельные слова и фразы.
  • Примерно в год ребенок уже должен реагировать на простые просьбы типа «дай мне игрушку».
  • Ребенок замыкается в себе, ведет себя агрессивно.

Для уточнения нарушения слуха у ребенка необходимо провести аудиологическое обследование. Аудиологическое обследование включает в себя объективные и субъективные методы оценки слуха.

В детской аудиологии большое значение играют объективные методы исследования, которые не требуют взаимодействия врача и ребенка. К таким исследованиям относятся регистрация вызванной отоакустической эмиссии,  регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга,  импедансометрия.

Объективные методы позволяют на раннем этапе развития довольно точно определить снижение слуха и его уровень.

Как помочь ребенку снова начать слышать

Важно понимать, что чем раньше вы обнаружите тугоухость и начнете процесс реабилитации, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему миру и тем меньших последствий можно ожидать в будущем. Однако не все типы нарушения слуха можно вылечить лекарством или операцией.

В большинстве случаев единственное, что действительно может помочь Вашему ребенку, это своевременное цифровое слухопротезирование.

Именно вовремя принятое родителями при поддержке сурдологов решение о компенсации снижения слуха у ребенка определяет качество его жизни на всех этапах взросления и познавания окружающего мира.

Минск
Витебск
Гродно
Гомель
Могилёв
Бобруйск
Брест
Барановичи

Источник: https://sluh.by/hearing-about/deti-i-sluh

Тугоухость у детей

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Читайте также:  Появилась шишка за ухом: причины и лечение

Тугоухость у детей – нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии.

В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни.

Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Нарушение слуха у детей: причины, лечение, профилактика

Тугоухость у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия.

Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов.

Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде.

Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис.

Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.

), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха.

Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде.

Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов.

Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска.

У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха.

К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография.

Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости.

При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол).

При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и электрофорез.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/hypoacusis

Проблемы со слухом у детей — Причины развития, Диагностика и Лечение

Существует много разновидностей проблем со слухом у детей. Большая их часть приводит к ухудшению слуха. Иногда эта потеря является временной, иногда — необратимой. Крайне важно, чтобы родители и другие опекуны вовремя распознали проблему. Чем раньше это произойдет, тем выше шанс на благоприятный результат для ребенка.

Какие бывают проблемы со слухом у детей?

Существует много разновидностей проблем со слухом у детей. Большая их часть приводит к ухудшению слуха. Иногда эта потеря является временной, иногда — необратимой. Крайне важно, чтобы родители и другие опекуны вовремя распознали проблему. Чем раньше это произойдет, тем выше шанс на благоприятный результат для ребенка.

Дети учатся говорить, слушая и пытаясь имитировать окружающие их звуки. Именно поэтому чем раньше ребенок получит доступ к возможности слышать, тем лучше. Если у ребенка обнаружились нарушения, слуховые устройства и прочие средства коммуникации позволят избежать задержки речевого развития и вытекающих из нее проблем.

Симптомы

Признаки слабого слуха у очень маленьких детей выявить крайне сложно. Более-менее очевидные симптомы начинают проявляться лишь по достижении 12-18-месячного возраста.

Именно в этот период ребенок должен произнести первые слова. Однако даже при наличии проблем со слухом ребенок может эффективно приспосабливаться к окружающей среде, компенсируя этот недостаток при помощи зрения и осязания.

Часто это маскирует от родителей наличие проблемы.

Причины и факторы риска

Существует много факторов, способных привести к развитию проблем со слухом у детей. Некоторые дети рождаются с плохим слухом. В таком случае говорят о врожденной тугоухости. Если же проблемы со слухом возникли после рождения, тугоухость называют приобретенной.

Врожденная тугоухость

Иногда врачам удается установить причину развития врожденной тугоухости, однако это происходит не всегда. Эта разновидность проблем со слухом может быть обусловлена генетическими (передаваться по роду) и негенетическими факторами.

Существует несколько вариантов передачи проблем со слухом от родителей к их детям.

  • Оба родителя являются носителями рецессивного гена тугоухости, который они и передают ребенку.
  • Один из родителей является носителем доминантного гена тугоухости, который он и передает ребенку.
  • Один из родителей передает ребенку генетический синдром (синдром Дауна, синдром Ушера и т.д.).

Негенетические причины чаще всего связаны с заболеванием или травмой, имевшими место до или во время родов. Основными негенетическими причинами являются:

Приобретенная тугоухость

Приобретенная тугоухость может развиться в любой момент жизни. Обычно причиной становится травма или болезнь. Вот лишь несколько факторов, способных привести к появлению приобретенной тугоухости:

  • Тяжелая травма головы.
  • Частые ушные инфекции.
  • Прием препаратов, наносящих ущерб уху (слуховой системе).
  • Перфорация (отверстие) барабанной перепонки.
  • Инфекции и вирусы, такие как менингит, энцефалит, ветрянка и корь.
  • Скопление жидкости в среднем ухе.
  • Длительное воздействие шума.
Читайте также:  Гомеопатия при отите и боли в ухе – что выбрать

Диагностика

Врожденные нарушения слуха у детей обычно диагностируются при помощи аудиологического скрининга. Все дети в течение первого месяца после рождения должны пройти эту процедуру. Сделать это можно во многих больницах. Если ваш ребенок не проходил аудиологический скрининг, поговорите с врачом.

Для выявления признаков нарушения слуха у ребенка ответьте на следующие вопросы. Если на все из них вы ответили «нет», спросите у врача о целесообразности прохождения скрининга.

От момента рождения до 4-месячного возраста

Да Нет
Ребенок периодически пугается резких громких звуков, таких как кашель, крик, лай собаки или хлопок ладонями?
Когда ребенок спит в тихой комнате, начинает ли он шевелиться или просыпается ли от звука вашего голоса или каких-то других шумов?
Когда ребенок плачет, успокаивается ли он хотя бы на мгновение, услышав музыку, громкий звук или вашу речь?
В возрасте от 3 до 4 месяцев поворачивает ли ребенок иногда голову вслед источнику звука?
Узнает ли малыш голос мамы лучше, чем остальные голоса?

От 4 до 8 месяцев

Да Нет
Оборачивается ли ребенок в направлении источника звука, если таковой находится вне его периферического зрения?
Когда вы находитесь в тишине, меняется ли выражение лица ребенка или раскрывает ли он шире глаза от внезапного шума или голоса?
Нравятся ли малышу звенящие колокольчики, пищащие игрушки или шум погремушек?
После достижения 6-месячного возраста пытается ли малыш отвечать или агукать на чей-то разговор или шум?
К 6-месячному возрасту ребенок издает больше 4 различных звуков?

От 8 до 12 месяцев

Да Нет
Поворачивается ли ребенок быстро и прямо к источнику негромкого звука, произнесению его имени или шуму, источник которого находится за пределами его периферического зрения?
Варьируется ли громкость интонации ребенка, когда он пытается что-то говорить?
Произносит ли ребенок четкие раздельные согласные звуки (такие как м, б, п, г)?
Нравится ли малышу музыка? Замечали ли вы, как он слушает ее, танцует или подпевает?
Понимает ли малыш слово «нет»?

Профилактика

Можно ли предотвратить развитие проблем?

Некоторые разновидности проблем со слухом невозможно предотвратить. К таковым относится большинство врожденных проблем. Тем не менее, есть ряд исключений. Например, врожденная тугоухость, вызванная злоупотреблением алкоголем и наркотиками со стороны матери, однозначно поддается профилактике.

Среди приобретенных проблем больше е количество причин можно предотвратить. Помочь ребенку избежать развития нарушений слуха можно следующим образом:

  • Своевременным выявлением и лечением ушных инфекций.
  • Обязательным надеванием шлема при катании на скейтборде или велосипеде во избежание травм головы.
  • Предотвращением длительного воздействия на детский организм громких звуков.
  • Ранним выявлением любых отклонений слуха от нормы.

Лечение

Проблемы со слухом могут быть временными или необратимыми. Ушные инфекции, скопление жидкости или изменение давления в среднем ухе могут вызывать временные нарушения слуха. Со временем или же после лечения они исчезают.

Что касается необратимых нарушений, то большинство из них являются врожденными. Кроме того, они могут передаваться внутри семьи или быть вызванными определенными заболеваниями.

В некоторых случаях причина плохого слуха остается неизвестной.

Если у вашего ребенка диагностировано необратимое нарушение слуха, обсудите с врачом доступные варианты выхода из ситуации. Для детей создано несколько типов слуховых аппаратов. Врач может направить вас к аудиологу — специалисту по нарушениям слуха.

Он поможет подобрать оптимальное устройство, а также расскажет вам о других способах облегчить ребенку коммуникацию с окружающим миром. Он может порекомендовать освоить технику чтения по губам или выучить язык жестов.

Обсудите с ним целесообразность проведения речевой терапии.

Жизнь с заболеванием

Уровень тугоухости может варьироваться от легкого до очень тяжелого. Существуют несколько инструментов, позволяющих максимально улучшить слух ребенка.

Выбор методики зависит, прежде всего, от разновидности проблем со слухом. При легкой или умеренной потере слуха качественный слуховой аппарат станет оптимальным решением.

Если же речь идет о тяжелых случаях или полном отсутствии слуха, может быть показан кохлеарный имплант.

Как бы то ни было, ваша задача — научить ребенка общаться, несмотря на проблемы со слухом. Во многих случаях это предполагает изучение языка жестов. Также ребенок может научиться технике чтения по губам. Всегда сохраняйте терпение и внимательность. Знайте, что существует целый ряд специалистов, способных помочь вам в решении коммуникационных проблем с ребенком.

Вопросы, которые следует задать врачу

  • Похоже, что нарушения слуха у ребенка возникли после ушной инфекции. Эта проблема пройдет?
  • Ребенок не реагирует, когда я хлопаю в ладоши или произношу его имя. Может ли это быть симптомом нарушений слуха/тугоухости?
  • В нашем роду у многих был плохой слух. В каком возрасте следует проверить ребенка?
  • Как общаться с глухим ребенком?
  • Я слышал о кохлеарных имплантах. Можете рассказать мне о них подробнее?
  • Нужно ли ребенку носить слуховой аппарат?
  • Научится ли мой ребенок когда-нибудь говорить?

(No Ratings Yet) Loading…

Источник: https://mojdoktor.pro/problemy-so-sluhom-u-detej/

Нарушение слуха у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Причины

Нарушение слуха в детском возрасте встречается нередко, у карапузов после 2 лет им страдает до 20%, и имеются тенденции к росту проблем слуха. У детей проблемы слуха делятся на глухоту, полное отсутствие слуха одним или обоими ушами и тугоухость, понижение слухового восприятия разной выраженности также с одной или обеих сторон.

Диагноз нарушения слуха ставится тем детишкам, кто имеет необратимые двусторонние изменения слуха, которые приводят к нарушению нормального вербального общения и восприятия ее на слух, полная невозможность общения при помощи слуха и речи.

Различается кондуктивное нарушение или сенсо-невральное.

Если имеется кондуктивные проблемы слуха, при них область внутреннего уха ребенка работает нормально, проблемы обычно имеются в наружных или средних отделах уха, обычно имеются временные и исправимые нарушения.

К ним относят отиты, серные пробки в ушах, аномалии устройства наружного уха или более глубоких частей, дефекты в области барабанной перепонки, инородные предметы слухового прохода.   

Сенсо-невральная патология связывается с поражением внутреннего уха, проводящих путей или воспринимающего звуки участка в мозге. При таком типе нарушений обычно изменения необратимы, нет возможности восстановления слуха.

Причины подобных нарушений имеют наследственное происхождение, при котором поражен слуховой анализатор, инфекции во время беременности – цитомегалия, токсоплазмоз, грипп, краснуха, токсикозы беременности в первые 12 недель.

Опасен прием при беременности препаратов, обладающих повреждающим действием на внутреннее ухо плода – антибиотики, хинин, фуросемид, или применяемые у новорожденных детей.

На слух влияет асфиксия или родовые травмы, недоношенность менее 32 недель, вес менее 1500г, перенесенные вирусные инфекции раннего детства в виде менингитов и энцефалитов, тяжелые детские инфекции с осложнениями  на уши,  черепно-мозговые травмы, тяжелые гнойно-воспалительные процессы ушей.

Зачастую врожденные аномалии слуха у детей сочетаются с другими поражениями – зрения, скелета, нервной системы и относятся к порокам развития. при наличии глухоты одного из родителей риски рождения такого же ребенка невысоки, при глухоте обоих родителей могут достигать 50% и более.

Симптомы

При кондуктивной форме нарушения слуха ребенок не способен воспринимать речь шепотом и низкий голос родителей.

При нейросенсорной форме он может не реагировать на любые звуки вообще, при слуховой нейропатии (поражение слуховых нервов), нарушено восприятие речи и звуков, то есть они их слышат, но просто не понимают.

При поражении головного мозга дети слышат звуки, но мозгом они не распознаются, и дети ведут себя как глухие.

В раннем возрасте при нарушении слуха дети не реагируют на речь родителей, не слышат звуков, не вздрагивают от резкого и громкого звука, не поворачиваются в их сторону. Они не могут говорить, их психомоторное развитие может быть замедлено.

Есть также нарушение особого типа – фонематический слух, способность нервной системой воспринять, анализировать звуки и  ответ синтезировать речевые.

Развитие данного слуха происходит по мере роста ребенка, до 5 лет они не могут полноценно управлять слухом и отличать искажение речи от нормы.

При нарушении слуха дети неправильно произносят звуки в родном для них языке, смешивают звуки, перемешивают слоги в словах.

Диагностика нарушения слуха у ребёнка

Диагностика в период новорожденности проводится при помощи специальных приборов, которые определяют степень нарушений слуха. В более старшем возрасте применимы разнообразные методы.

Определение нарушений слуха проводится на основании особых опросников родителей.

Стоит беспокоиться, если после 14 дней ребенок не реагирует на резкие звуки, не обращает внимания на голос родителей после 4 недель жизни, не реагирует на звуки, которые происходят вне поля его видимости.

Ребенок после 4 недель жизни не проявляет эмоций на голос родителей, не издает звуков к возрасту полугода, не капризничает и не вздрагивает на громкие звуки вокруг себя.

Также проводится инструментальная диагностика слуха – аудиологическое исследование с помощью импедансометрии, отоакустической эмиссии, а также проводят компьютерную аудиометрию.

Осложнения

При полном отсутствии слуха невозможно развитие речи, это глубокая инвалидность с ограничениями общения. Нарушения слуха приводят к замедлению психомоторного развития. Такие дети не могут обучаться в обычных садах и школах, они требуют особых занятий и коррекции.

Лечение

Важно вовремя заметить отсутствие реакции на звуки и обратиться к врачу. Необходимо обеспечение постоянных занятий по развитию слуха и речи ребенка.  

Что делает врач

Возможно применение специальных слуховых аппаратов для усиления проводимости звуков или их восприятия, при возможности коррекции применяют операции по исправлению тугоухости и глухоты. Медикаментозных препаратов для восстановления слуха нет, если только это не вторичные нарушения на фоне отитов, инфекций.

Профилактика

Основа профилактики – здоровая беременность и исключение всех факторов риска, повреждающих слуховой аппарат ребенка. После рождения это обеспечение адекватной слуховой гигиены ребенка – уход за ушками, профилактика инфекций.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании нарушение слуха у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как нарушение слуха у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга нарушение слуха у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить нарушение слуха у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания нарушение слуха у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание нарушение слуха у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/narushenie-sluha/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector