Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Пневмония – опасное инфекционное заболевание, которое поражает легкие. Эта болезнь опасна своим непредсказуемым течением, при пневмонии высока смертность.

Вот почему так важно выполнять все требования врача, соблюдать все назначения и вовремя принимать лекарства. Если лечащий врач назначает лечение, то медицинская сестра осуществляет контроль за его выполнением.

Таким образом, сестринский процесс при пневмонии направлен на уход за больным, контроль его самочувствия.

Общая информация

Пневмония особенно опасна для пожилых людей. Их и без того ослабленный организм подвергается мощной атаке бактерий, что приводит к высокому риску осложнений и летального исхода. Сестринский уход при пневмонии позволяет вовремя заметить изменения в состоянии пациента и предпринять необходимые действия.

Услуга сестринского процесса сегодня предоставляется во многих лечебных заведениях. Ее можно заказать как в частных клиниках, так и во многих государственных больницах. Всемирная организация здравоохранения приводит цифры, которые доказывают необходимость сестринского ухода. По статистике, если за пациентом постоянно наблюдает медсестра, риск осложнений снижается на 75%.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Медицинская сестра контролирует:

  • График приема лекарственных средств
  • График физиотерапевтических процедур
  • Рацион и режим питания пациента
  • Физическую активность больного

Если пациенту станет плохо, она сможет принять соответствующие меры или просто вовремя сообщить об ухудшении состояния лечащему врачу. Конечно, в организации сестринского процесса нуждается далеко не каждый пациент.

Кому это необходимо?

Воспаление легких считается опасной болезнью, лечить которую следует в условиях стационара. Однако. Есть случаи, когда врач разрешает амбулаторное лечение. Нанять медсестру, которая будет осуществлять уход за больными пневмонией, можно и в том и в другом случае. Вопрос в целесообразности этого мероприятия.

Постоянное наблюдение медицинской сестры при пневмонии требуется при следующих приоритетных проблемах:

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

  • Возраст до трех лет. Особенно опасна пневмония для грудничков, так как их иммунитет еще не установился, а все органы и ткани имеют крошечный объем. Даже небольшое поражение легких может быстро разрастись до серьезной проблемы.
  • Пожилой возраст. Старые люди зачастую не могут самостоятельно обеспечить себе должный уход. Их нужно контролировать не меньше, чем детей. Кроме того, в пожилом возрасте обычно есть множество других хронических заболеваний, которые осложняют процесс лечения. Медицинская сестра в силах обеспечить должный уход пациенту.
  • Возникновение осложнений. Пациенты не всегда осознают ухудшение состояния. Более того, некоторые осложнения характеризуются смазанной симптоматикой, что затрудняет их диагностику. Медсестра сможет вовремя оценить степень опасности и оказать первую помощь.
  • Отсутствие надлежащего ухода в домашних условиях. Примером могут служить лежачие больные, которые не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. сестринский уход в этом случае – единственный выход из положения.
  • Сопутствующие заболевания. Часто пневмония возникает на фоне лечения онкологии или других тяжелых болезней. Организация сестринского процесса снижает риск летального исхода.

Что касается формы пневмонии, то при некоторых типах заболевания сестринский уход просто необходим. К ним относятся:

  1. Очаговая пневмония и бронхопневмония, требует обязательной сестринской помощи. Особенно опасна она у детей в связи с возможностью быстрого распространения инфекции.
  2. Крупозная пневмония. В этом случае поражаются оба легких, что крайне опасно для пациента. Сестринский уход позволяет вылечить плевропневмонию при крупозной пневмонии и снизить риск развития осложнений.
  3. Интерстициальная пневмония. Связана с дыхательной недостаточностью, которая развивается на фоне заболевания.

Для успешного лечения любой из этих форм пневмонии важно четкое следование графику приема лекарств и выполнения процедур, предписанных врачом. Именно контроль за соблюдением режима назначений, а также за состоянием пациента обеспечивает сестринский процесс.

Все о плане ухода

План ухода при пневмонии составляется, чтобы избежать потенциальных проблем. Основное предназначение медицинской сестры – обеспечить больному такой график, чтобы снизить риск осложнений и ускорить выздоровление. Таким образом, деятельность медсестры направлена на соблюдение следующих мероприятий:

  • Обязательный постельный режим, контроль положения пациента в постели
  • Постоянная оценка состояния больного
  • Молочно-растительная диета
  • Симптоматическая терапия по мере необходимости
  • Контроль потребления жидкости
  • Контроль над посещением пациента медицинским персоналом соответствующей квалификации
  • Вмешательство в критической ситуации
  • Контроль выполнения всех назначений врача

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Сестринский уход при пневмонии может быть необходим и у детей, и у взрослых. Особенно он важен для младенцев и престарелых людей.

Этапы сестринского процесса

Сестринский уход реализуется в несколько этапов, каждый из которых четко следует один за другим.

1 этап. Обследование пациента

В момент знакомства больного с закрепленной за ним медсестрой она осуществляет сбор анамнеза. На этом этапе происходит налаживание контакта, медсестра выслушивает жалобы. При пневмонии жалуются на одышку и боли, на общую слабость и недомогание.

Далее определяется момент возникновения заболевания и процесс его течения. Во время разговора медицинская сестра оценивает внешнее состояние человека, измеряет температуру тела, артериальное давление и частоту пульса.

Несмотря на возможное тяжелое состояние больного все эти данные помогут в дальнейшей реализации сестринского процесса.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

2 этап. Оценка проблем пациента

По полученным данным уточняются основные проблемы больного. Например, сильная одышка может быть свидетельством того, что значительная часть легких не участвует в дыхательном процессе. Если при дыхании возникают боли в груди, то воспалена плевра, сухой мучительный кашель указывает на воспаление плевры. Таким же образом оцениваются все симптомы.

3 этап. Составление плана лечения

На данном этапе составляет последовательный алгоритм лечения пациента. В плане охватывается каждый симптом. Каждое терапевтическое мероприятие имеет четкую цель. План лечения может выглядеть примерно следующим образом:

  1. Избавление от лихорадки и снижение температуры тела
  2. Переход сухого кашля во влажный в течение нескольких дней
  3. Борьба с одышкой за 2-3 дня
  4. Нейтрализация болей в груди через несколько часов

К каждому мероприятию добавляет способ его реализации, а именно – подбираются подходящие препараты. Врач назначает лекарства и процедуры, которые помогут пациенту избавиться от неприятной симптоматики.

4 этап. Реализация плана лечения

Согласно разработанной ранее схеме медсестра тщательно следит за выполнением плана лечения. На этом же этапе сестринского ухода обеспечивается контроль за динамикой развития пневмонии. Медицинская сестра регулярно записывает основные параметры и результаты анализов, следит за состоянием больного. Все свои наблюдения она сообщает лечащему врачу.

5 этап. Анализ эффективности лечения

Обычно при организации сестринского процесса пневмония вылечивается в течение двух недель.

Если сестринский уход организован должным образом, а улучшений нет, то необходима корректировка плана лечения, который был составлен на третьем этапе.

При этом самостоятельно назначить лекарства или отменить какой-либо вид терапии медсестра не может, в ее силах изменить только режим питания или режим дня.

По результатам может быть написана выпускная квалификационная работа ВКР на тему сестринской помощи при пневмонии.

Алгоритм ухода за детьми

Для детей, особенно младенческого возраста, пневмония особенно опасна. Роль медицинской сестры при уходе за маленькими пациентами с пневмонией сложно переоценить: ее основные обязанности направлены на уход за больным и привлечение к нему внимания персонала. Кроме всех обязанностей, описанных ранее, в случае с детьми медицинская сестра выполняет и еще ряд функций:

  • Обучение правильному дыханию, которое будет наименее болезненным для ребенка
  • Практические и теоретические занятия с родителями ребенка. Сюда входит, например, обучение техники массажа грудной клетки методом вибрации, алгоритм горчичного обертывания и описание других уходовых процедур.
  • Консультации родителей после выздоровления ребенка и выписки из стационара

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Медсестра в обязательном порядке проводит консультации по профилактике пневмонии, особенно, если у ребенка есть предрасположенность к хроническому воспалению легких. Таким образом, целями сестринских вмешательств при пневмонии являются решение проблем пациента согласно плану лечения.

Особенности ухода на дому и в реабилитационных процедурах

Организация сестринской помощи при амбулаторном лечении пневмонии имеет свои особенности. Обязанности медсестры в этом случае заключаются в регулярном контроле за состоянием пациента, ведении плана лечения, в котором отмечаются все изменения – как в лучшую, так и в худшую сторону.

На дому медсестра ограничена в своих действиях. Например, она может дать препарат перорально, сделать внутримышечную инъекцию. Но вот внутривенные уколы и капельницы на дому делать запрещено.

Это связано с нестерильностью условий оказания медицинской помощи, а также с опасностью возникновения заражения. Если в кровь попадет инфекция, то может развиться сепсис. А при постановке капельницы может возникнуть воздушная эмболия.

И то, и другое вполне могут привести к летальному исходу.

После успешно проведенного лечения необходимо в течение длительного времени наблюдаться у врача. Также доктор прописывает ряд процедур, направленных на восстановление организма после тяжелой болезни. В этом случае роль сестринского ухода сводится к осуществлению мероприятий по физиотерапии, а именно:

  • Проведение соляно-щелочных ингаляций
  • Проведение ингаляций медицинскими препаратами
  • Электрофорез

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Даже при грамотно прописанном плане лечения выздоровления при тяжелых формах пневмонии достичь крайне сложно без сестринского ухода. В идеале лечение должно проходить в стационаре и под строгим наблюдением специалистов.

Источник: https://pnevmonya.ru/simptomy-i-lechenie/sestrinskij-protsess-pri-pnevmonii

В каких случаях необходим сестринский уход при пневмонии?

Пневмония – заболевание, характеризующееся воспалительным процессом, затрагивающим все структуры легочной ткани. Патология сопровождается образованием экссудата внутри альвеол легких, а также тяжелой симптоматикой в виде одышки.

При пневмонии часто отмечается серьезное ухудшение общего состояния пациента, больным требуется организация тщательного (в том числе сестринского) ухода. По этим же причинам пациентам в большинстве случаев показана госпитализация и постоянное наблюдение врача и медперсонала.

Читайте также:  Доктор комаровский: фарингит и его лечение у детей

При определенных формах пневмонии и при условии легкого течения заболевания, лечение может осуществляться на дому. В этом случае больному обязательно показан постоянный уход, а также регулярные консультации врача.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Речь идет об обеспечении постельного режима, слежении за строгим выполнением всех рекомендаций пульмонолога, решении потенциальных проблем, возникающих у пациента, а также регулярным приемом лекарств.

Рассмотрим рекомендации медиков касательно того, о чем должна позаботиться следящая сторона в рамках ухода за взрослым человеком, больным пневмонией:

  1. Необходимо следить за тем, чтобы большую часть времени пациент пребывал в полу сидячем положении, а не лежал. Это необходимо для предотвращения застойных процессов в легких, а также облегчения дыхания и уменьшения одышки.
  2. Важно предотвращать сохранение статичного положения. Если больной лечится дома, в большинстве случаев он может делать это сам. Но в тех случаях, когда пациент не в состоянии самостоятельно переворачиваться или садиться, необходимо в течение дня неоднократно помогать ему в этом.
  3. Если пациент испытывает боли в области грудной клетки, что часто случается при прогрессировании пневмонии, его необходимо укладывать на тот бок, со стороны которого исходит боль. Благодаря этому болевые ощущения снизятся.
  4. Следите за тем, чтобы в комнате сохранялся умеренно влажный и прохладный воздух, также комната, где лежит больной, должна регулярно проветриваться. Таковы благоприятные условия для людей, больных пневмонией.
  5. Обязательным условиям лечения является минимизация физических нагрузок. Ввиду этого, человек, ухаживающий за больным, должен стараться обеспечивать максимально комфортные условия. Речь идет о приготовлении пищи, помощи в бытовых или гигиенических вопросах.
  6. Необходимо следить за тем, чтобы больной регулярно и по графику принимал прописанные ему лекарства. То же касается восстановления водного баланса, следите за тем, чтобы у пациента постоянно была под рукой свежая вода, которую он должен потреблять в день не менее полутора литров.
  7. Важнейшее требование – необходимо постоянно следить за показателями температуры тела больного, мерить температуру не менее 6 раз в день. Если болеет пожилой человек, важно также регулярно измерять давление. Сестра должна вести таблицу с показаниями.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Если человек с воспалением легких лечится на дому, при появлении новых симптомов или ухудшении состояния пациента, необходимо сразу обращаться к врачу.

Важно! При лечении дома, консультации специалиста должны быть постоянными, врач должен систематически навещать пациента.

В каких случаях требуется вмешательство медработника?

В некоторых случаях, чтобы вылечить воспаление легких, достаточно ухода близкого человека и систематического вмешательства врача. Однако, бывают ситуации, когда пациенту требуется сестринский уход, который может осуществляться как в домашних условиях, так и больничных.

Основными предпосылками для привлечения медработника является:

  1. Невозможность постоянного присмотра за больным со стороны близких.
  2. Тяжелое состояние пациента, при котором может потребоваться опытный медработник.
  3. Преклонный возраст больного.
  4. Наличие у пациента хронических заболеваний, способных резко ухудшить его состояние.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентовВажно также понимать, что существуют отдельные формы пневмонии, при которых сестринская помощь обязательна:

  • крупозная;
  • интерстициальная;
  • гнойная.

При всех остальных видах воспаления легких учитывается возраст пациента, степень прогрессирования болезни, клиническая картина и другие факторы. На основе таких данных принимается решение о необходимости организации сестринского процесса или госпитализации.

Подготовка

Подготовительные мероприятия для дальнейшего оказания сестринского ухода подразумевают учет ряда факторов и проходят в несколько этапов:

  1. Первый этап – установление доверительных отношений между пациентом и медработником. На этом же этапе медсестра собирает анамнез и составляет клиническую картину пациента, основываясь на личном общении и записях врача. Возможно также сопоставление текущей симптоматики с диагностическими данными проведенных ранее исследований.
  2. На втором этапе медсестра обязана сопоставить текущее состояние пациента с прописанным ему лечением, убедившись в актуальности последнего. Важно также получить представление об осложнениях течения болезни и сопутствующих хронических заболеваний пациента, если таковые имеются. По сути, на этом этапе медработник повторно ставит диагноз с целью сориентироваться в том, с чем придется столкнуться во время ухода за больным.
  3. Последний этап основывается на результате первых двух. Сестра определяет план дальнейших действий по уходу за пациентом и обеспечению его лечения. Сюда входит помощь в оказании личной гигиены, приеме лекарств, употреблении пищи, соблюдении диеты и тому подобное.

Особенности процесса

Большинство мероприятий, которые входят в обязанности медсестры, осуществляющей уход за больным пневмонией, уже были описаны ранее. Сейчас мы рассмотрим общий спектр обязанностей, но акцент сделаем именно на особенностях сестринского ухода дома и в стационаре:

  • Обеспечение необходимого температурного режима и показателей влажности в комнате, проветривание помещения, а также регулярное проведение влажной уборки.
  • Контроль за положением тела пациента, смена позы не реже, чем раз в 2 часа.
  • Гигиенические процедуры – если больной не в состоянии выполнять их, медработник помогает в процессе умывания, обмывания, а также поддержании гигиены перед приемами пищи. Также необходима регулярная смена постельного белья и одежды.
  • Слежение за регулярным приемом всех необходимых лекарств, прописанных врачом.
  • Систематическое измерение давления, температуры, при необходимости уровня сахара.
  • Корректировка рациона питания и слежение за тем, чтобы больной придерживался прописанной диеты.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Помощь в проведении дыхательной гимнастики, а также выполнении лечебной физкультуры согласно медицинским канонам. Медсестра не только следит за правильностью выполнения упражнений, в ее обязанности входит обучение пациента, а также соблюдение систематического подхода.

При сильном жаре медработник может не просто дать жаропонижающие, но и принять экстренные меры. Например, сделать специальный укол, обтирать больного, обкладывать льдом и прочее.

  • В случае резкого ухудшения состояния проводится ряд специальных мероприятий, в числе которых инъекции препаратов, постановка клизмы, катетеров, подача мочеприемника, утки, применение ингаляторов.
  • Часто при пневмонии мокрота отходит плохо, медсестра сможет помочь и в этом, проведя специальный массаж или применив технику постурального дренажа для очищения дыхательных путей.
  • В случаях крайней необходимости, при значительном или резком ухудшении состояния пациента, только человек с медицинским образованием сможет провести неотложную помощь, продержавшись до приезда скорой помощи.
  • В обязанности медсестры также входит информирование лечащего врача касательно состояния пациента, прогресса лечения или отсутствия оного.

Справка. В рамках сестринского ухода может осуществляться забор анализов (мокрота, кровь, моча и прочее) для проведения дополнительной диагностики в целях отслеживания состояния пациента и динамики течения болезни.

План наблюдения в период восстановления

Пневмония в большинстве случаев переносится довольно тяжело, а в процессе болезни организм в некоторой степени истощается, впоследствии требуется реабилитация пациента. Речь идет как о мерах восстановления организма в целом, так и о возобновлении функций легких, в том числе с целью пресечения осложнений.

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

  • Курс лечебной гимнастики.
  • Курс дыхательной гимнастики.
  • В течение определенного периода требуется проведение ингаляций с применением соляно-щелочной воды.

Реабилитационный период курирует медработник, а описанные мероприятия направлены на выведение остатков слизи и мокроты, восстановление дыхательных функций, а также укрепление всего организма. В период восстановления после болезни также могут потребоваться физиопроцедуры, решение о проведении которых принимает врач, а также курс терапии витаминными комплексами.

Впоследствии рекомендуется постоянно поддерживать организм и стимулировать иммунитет. Для этого можно записаться на плавание или какие-либо другие виды спорта, вести здоровый образ жизни.

Важно! После перенесенного воспаления легких необходимо в течение года периодически проверяться у врача.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, для борьбы с пневмонией пациенту действительно требуется помощь, лучше если ее будут осуществлять люди с медицинским образованием. К тому же сестринский уход позволяет предупредить ряд тяжелых осложнений и принять соответствующие меры в экстренных ситуациях.

Источник: https://bronhus.com/zabolevaniya/legkie/pnevmoniya/vzroslye/sestrinskij-uhod.html

Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.
Читайте также:  Как и чем лечить кашель и насморк у ребёнка - проверенные средства

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Источник: https://grippe.su/sestrinskij-process-pri-pnevmonii.html

Проблемы пациента:

  • Ограничение двигательной активности.
  • Дефицит самообслуживания.
  • Боль.
  • Лихорадка
  • Слабость
  • Отсутствие адаптации к болезни.
  • Дефицит знаний о болезни
  • Беспокойство.
  • Страх.
  • Изменение образа жизни.
  • Дефицит общения
  • Изменение семейных процессов.
  • Утрата социальных производственных связей.
  • Утрата трудоспособности.
  • Изоляция во время госпитализации.
  • Материальные трудности.
  • Отсутствие самореализации.
  • Отсутствие жизненных ценностей (гармонии, успеха).

5) Потенциальные проблемы.

  • Риск побочных действий от применения лекарств (противовоспалительные, нестероидные, глюкокортикоиды).
  • Риск стойкой утраты трудоспособности.
  • Риск развития осложнений (амилоидоз).

6) Приоритетные проблемы.

  • Боль с суставах.
  • Ограничение двигательной активности.
  • Страх перед пункцией сустава.

Проблема: Дефицит самообслуживания

Цель:
У пациента уменьшатся трудности при
самообслуживании.

План
сестринского вмешательства:

  1. М/с будет ежедневно помогать пациенту в осуществлении утреннего туалета (умывание, чистка зубов, бритье), осуществлять подмывание.

  2. М/с будет ежедневно помогать пациенту поддерживать причёску.

  3. М/с будет участвовать в кормлении пациента 3 раза в день (держать ложку, вилку).

  4. М/с, при необходимости, подаст судно.

  5. М/с будет оказывать помощь в смене белья.

  6. М/с будет поощрять пациента в стремлении к самообслуживанию.

  7. М/с проведет беседу с родственниками, обучит их навыкам ухода за больным.

Проблема: Беспокойство по поводу изменения внешнего вида, деформации суставов

  • Цели:
    Краткосрочная: Пациентка не будет
    фиксировать внимание на внешнем виде
    сустава через неделю.
  • Долгосрочная:
    Пациентка не будет испытывать беспокойства
    к моменту выписки, будет адекватно
    оценивать изменения в суставах.
  • План
    сестринского вмешательства:
  1. М/с после согласования с врачом объяснит пациентке особенности течения заболевания, сущность изменений в суставах.

  2. М/с попытается отвлечь внимание пациентки от внешнего вида суставов, акцентируя внимание на положительной динамике в течении болезни (уменьшение болей и т.д.).

  3. М/с будет делать комплименты пациентке по поводу приятных черт лица.

  4. М/с даст рекомендации пациентке не носить браслетов и колец, фиксирующих внимание на суставах.

  5. М/с будет рекомендовать носить в холодное время перчатки, непрозрачные чулки.

  6. М/с научит пациентку выбору рациональной обуви.

Проблема: Риск побочных действий от применения нестероидных противовоспалительных средств

Цель:
Пациент не будет испытывать побочных
эффектов от применения лекарств.

План
сестринского вмешательства:

  1. М/с объяснит пациенту необходимость применения медикаментов, правила приёма лекарств.

  2. М/с будет чётко соблюдать дозировки, время и кратность приёма лекарств.

  3. М/с будет ежедневно интересоваться переносимостью лекарственных препаратов.

  4. М/с сообщит врачу о появлении признаков побочных эффектов.

Особенности сестринского процесса при ревматоидном артрите

Основным
активным элементом комплексного лечения
ревматоидного артрита является
кинезитерапия.

Движения стимулируют
крово- и лимфообращение и трофику
суставного аппарата, и могут замедлить
ход или привести к обратному развитию
патологического процесса. Лечебный
результат тем лучше, чем раньше начато
лечение движением.

Ввиду прогрессирующего
характера и большой продолжительности
процесса, кинезитерапию необходимо
проводить годами, в течение всей жизни.

Основное
методическое правило в период обострения,
независимо от стадии, – заболевшим
суставам необходимо дать покой. При
выраженных экссудативных явлениях
суставу придают соответствующее
положение для профилактики контрактур.
Положение суставов меняют несколько
раз в день.

  1. Если
    общее состояние больного позволяет,
    начинают массаж для тех частей конечности,
    которые расположены проксимально от
    пораженных суставов, а также элементарные
    физические упражнения и движения по
    самообслуживанию.
  2. Для
    неповрежденных частей тела назначается
    по несколько раз комплекс из небольшого
    числа элементарных гимнастических
    упражнений, а утром гигиеническая
    гимнастика.
  3. Больной,
    по возможности, должен многократно
    менять положение своего тела в постели
    в течение суток.
  4. Когда
    явления начнут стихать, назначают массаж
    (лёгкий, поглаживающий), активные и
    пассивные движения в пораженном суставе,
    в медленном темпе, в полном возможном
    объёме движений, очень осторожно расширяя
    вид упражнений и нагрузку.
  5. При
    поражении верхних конечностей назначаются
    упражнения, связанные с бытом и профессией
    больного, при поражении нижних конечностей
    – обучают ходьбе.
  6. Чем
    больше выражены боль и деформация
    суставов, тем осторожнее нужно применять
    движения, не ожидая, чтобы боль совсем
    утихла.
  7. Обязательно
    необходимо проводить психологическую
    работу с пациентом, пытаясь активизировать
    его и сделать заинтересованным участником
    реабилитации. Больной должен знать, что
    в подостром и хроническом периоде
    заболевания:
  1. Кинезитерапия абсолютно необходима и имеет исключительно важное значение для функционального восстановления.

  2. В виде исключения из общего правила, её используют, несмотря на субфебрильную температуру, ускоренная СОЭ и боли в суставах.

  3. Независимо от других лечебных средств кинезитерапию следует проводить непрерывно, ежедневно, а при необходимости и многократно в день и продолжительное время (месяцы, годы, всю жизнь).

  4. Упражнения выполняются с расчетом на движение соседних суставов с заболевшим, или на остальные неповрежденные суставы, для профилактики развития в них патологического процесса.

Читайте также:  Капли гидрокортизон в уши: инструкция по применению

Источник: https://StudFiles.net/preview/3590938/page:26/

Методическая разработка для учащихся "Сестринская помощь при пневмонии"

  • Министерство Здравоохранения Челябинской области
  • ГБПОУ «Саткинскиймедицинский техникум»
  • Учебно – методическое пособие
  • (для обучающихся)

ПМ. 02.Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах

МДК 02.01. «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»

Специальность «Сестринское дело» 34.02.01

  1. Тема: «Сестринская помощь при пневмонии»
  2. г. Сатка
  3. 2018

Составитель Гильмиярова А. Н. преподаватель клинических дисциплин ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах

Содержание

1. Объективные методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы……………………………………………………………………

  • 7
  • 1.1 Местный осмотр………………………………………………………………………
  • 7

1.2 Пальпация грудной клетки………………………………………………………….

7

1.3 Перкуссия грудной клетки………………………………………………………….

8

1.4 Аускультация легких……………………………………………………………….

10

2. Острая пневмония…..………………………………………………………………..

  1. 14
  2. 2.1 Классификация пневмонии…………………………………………………………
  3. 14
  4. 2.2 Очаговая пневмония…………………………………………………………………
  5. 14
  6. 2.3 Крупозная пневмония………………………………………………………………
  7. 17
  8. 3. Сестринский процесс при пневмонии ………………………………………………
  9. 21
  10. Контрольные тесты …………………………………………………………………….
  11. Эталоны ответов к тестам……………………………………………………………….
  12. 24
  13. 25
  14. Список литературы………………………………………………………………………
  15. 26
  16. Приложения ………………………………………………………………………………
  17. 27

Приложение 1 ……………………………………………………………………………..

27

Пояснительная записка

Актуальность. Пневмония, как и прежде, остается одним из распространенных заболеваний. В последнее десятилетие в России отмечается рост заболеваемости и смертности от пневмонии и ее осложнений. Ежегодно более 1,5 млн.

человек наблюдаются врачами по поводу пневмонии. Важную клиническую и медико-социальную проблему представляет собой пневмонии у пожилых.

Летальность у больных пожилого и старческого возраста в 10 раз выше, чем в других возрастных группах, и достигает 70% при госпитальных пневмониях.

Цель учебно-методического пособия: оказать методическую помощь студентам «Саткинского медицинского техникума» при самоподготовке к занятию по сестринскому делу в терапии на тему: «Сестринская помощь при пневмониях».

Задачи:

1. Изучить этиологию, патогенез, клиническую картину, диагностику, принципы лечения и профилактику пневмонии.

2. Изучить сестринский процесс припневмониях.

3. Научиться применять теоретические знания при решении клинических задач, тестовых заданий, и на практике, в работе с пациентами.

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и квалификационных характеристик медицинской сестры.

Рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов медицинского техникума отделения сестринского дела -3курса по дисциплине: «Сестринское дело в терапии», по теме: «Сестринская помощь при пневмонии».

По программе на изучение темы всего предусмотрено 6часов: 2часа теоретические занятия – лекция, 4часа – практика. При наличии в стационаре пациентов с изучаемой патологией практическое занятие проводится в клинике.

Студенты проводят субъективное и объективное сестринское обследование пациентов с изучаемой патологией, выявляют нарушенные потребности пациента, настоящие, потенциальные, приоритетную проблемы, ставят краткосрочные и долгосрочные цели, планируют сестринские вмешательства по приоритетной проблеме, заполняют учебную сестринскую историю болезни.

При отсутствии пациентов в стационаре на момент проведения занятия, занятие можно проводить в кабинете доклинической практики, с использованием инновационных мультимедийных компьютерных технологий: просмотр слайдов и презентаций.

  • Методические указания:
  • Прежде чем приступить к изучению темы: «Сестринская помощь при пневмонии», необходимо вспомнить из предмета «Младшая медицинская сестра» тему: «Сестринский процесс»:
  • – определение понятия «Сестринский процесс»;
  • – этапы сестринского процесса (1,2,3,4,5);
  • – 1этап: сестринское обследование пациента;
  • – 2этап: постановка сестринского диагноза;
  • – 3этап: планирование целей ухода и сестринские вмешательства;
  • – 4этап: реализация плана ухода;
  • – 5этап: оценка полученных результатов;
  • а также темы: «Диетотерапия», «Температура тела, техника измерения», «Пульс, определение пульса, характеристика», «Артериальное давление», «Инфекционная безопасность, инфекционный контроль», «Подготовка пациентов к лабораторным и инструментальным методам исследования», «Субъективное и объективное обследование пациента», «Подкожная инъекция», «Внутримышечная инъекция», « Внутривенная инъекция», «Техника взятия крови из пальца».
  • Из дисциплины «Анатомия» тему «Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы».
  • Из дисциплины «Фармакология» вспомните темы «Препараты влияющие на органы дыхания», «Антибиотики».
  • Из дисциплины «Психология» тему «Психология общения с пациентом».
  • Из сестринского дела в терапии темы: «Сестринское обследование пациента: субъективное и объективное», «Сестринское обследование пациента при заболеваниях органов дыхания, «Дополнительные методы обследования».
  • В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
  • Знать:
  • этапы сестринского процесса,
  • -определение понятия пневмония,
  • -этиологию пневмонии,
  • -симптоматику и клинические проявления, осложнения,
  • -нарушенные потребности и проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные),
  • -диагностика, лечение, прогноз, профилактик,
  • – этапы сестринской помощи при пневмонии.
  • Уметь:
  • -провести сестринское обследование пациента с пневмонией;
  • -выявить проблемы пациента и интерпретировать нарушенные потребности;
  • -спланировать цели ухода и сестринские вмешательства;
  • -реализовать план ухода;
  • -оценить полученные результаты и внести коррективы в план ухода;
  • -выполнить сестринские манипуляции (взвешивание, измерение роста, определение индекса массы тела, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких, подсчет частоты дыхательных движений, подсчет и характеристика пульса, измерение артериального давления, подсчет пульса и его характеристики, подкожная инъекция, внутримышечная инъекция, внутривенная инъекция, техника взятия крови на общий анализ.
  • Освоить следующие компетенции:

Код

Наименование результата

ПК. 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

+

ПК. 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

+

ПК. 2.3.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

+

ПК. 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

+

ПК. 2.5

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

+

ПК. 2.6

  1. Вести утвержденную медицинскую документацию.
  2. +
  3. ОК.1
  4. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  5. +
  6. ОК.2
  7. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
  8. +
  9. ОК.3
  10. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  11. +
  12. ОК.4
  13. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
  14. +
  15. ОК.5
  16. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  17. +
  18. ОК.6
  19. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  20. +
  21. ОК.7
  22. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
  23. +
  24. ОК.8
  25. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации
  26. +
  27. ОК.9
  28. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
  29. +
  30. ОК.10
  31. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
  32. +
  33. ОК.11
  34. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку
  35. +
  36. ОК.12
  37. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
  38. +
  39. ОК.13
  40. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
  41. +
  42. 1.Объективные методы обследования пациентов с заболеваниями
  43. дыхательной системы
  44. 1.1 Местный осмотр

Физикальное исследование дыхательной системы начинают с осмотра грудной клетки. При этом обращают внимание на ее форму, наличие деформаций или асимметрии, равномерность участия в дыхании обеих ее половин, характер дыхания.

В диагностике заболеваний дыхательной системы определенное значение имеют две патологические формы грудной клетки — паралитическая и эмфизематозная (бочкообразная).

Паралитигескаягрудная клетка характеризуется преобладанием поперечного размера над переднезадним, западением над- и подключичных ямок, косонисходящим ходом ребер, острым эпигастральным углом.

Такая форма свойственна тяжелым хроническим неспецифическим заболеваниям легких, туберкулезу.

При эмфиземе легких грудная клетка имеет богкообразнуюформу. Она как бы зафиксирована в положении максимального вдоха, переднезадний размер приближается к поперечному, ход ребер почти горизонтальный, межреберья широкие, над- и подключичные ямки заполнены, эпигастральный угол тупой.

Деформация грудной клетки может проявляться западением или выпячиванием ее в каком-либо участке, развивающимся вследствие заболеваний легких и плевры.

Западение может быть результатом сморщивания (фиброза) или спадения (ателектаза) легкого.

Одностороннее выпячивание или расширение грудной клетки может быть обусловлено скоплением в плевральной полости жидкости (гидроторакс) или воздуха (пневмоторакс).

При осмотре обращается внимание на равномерность дыхательных движений левой и правой половин грудной клетки.

Врач должен приложить руки к задненижней поверхности грудной клетки слева и справа и попросить пациента сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

Отставание какой-либо половины грудной клетки может быть следствием поражения плевры (сухой и выпотной плеврит) и легких (пневмония, ателектаз). Равномерное снижение и даже отсутствие дыхательных экскурсий с обеих сторон характерно для эмфиземы легких.

Наблюдая за дыханием, определяют его частоту (норма 16— 20 в 1 мин), ритм, соотношение между длительностью выдоха и вдоха (вдох удлиняется при сужении гортани, трахеи, выдох — при сужении мелких бронхов, в норме выдох в 1,3 раза длиннее вдоха).

Частота дыхания увеличивается не только при легочной недостаточности, но и при сердечной несостоятельности, гемической гипоксии, лихорадке, психическом возбуждении.

Уменьшение частоты дыхательных движений характерно для нарушений мозгового кровообращения, выраженных нарушений обмена веществ (печеночная или почечная кома).

  • 1.2 Пальпация грудной клетки
  • Пальпация позволяет уточнить полученное при осмотре представление о форме грудной клетки и об амплитуде дыхательных движений,

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-uchaschihsya-sestrinskaya-pomosch-pri-pnevmonii-3357370.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector