Сестринский уход при бронхиальной астме

Бронхиальная астма – очень серьезное и опасное заболевание. Оно может привести к инвалидизации пациента или даже повлечь за собой летальный исход.

Без соответствующего лечения и различных мер медицинского воздействия в данном случае обойтись невозможно.

Отдельного внимания заслуживает сестринский процесс при бронхиальной астме, поскольку эта практика включает в себя комплекс мер, способствующих осуществлению назначенного лечения и направленных на облегчение состояния пациента.

Сестринский уход при бронхиальной астмеК сожалению, данное заболевание очень широко распространено, в настоящее время бронхиальной астмой страдает порядка 300 миллионов человек по всему миру, и эта цифра имеет устойчивую тенденцию к росту. Кроме того, астма все чаще диагностируется у детей, что приводит к снижению активности и затруднению осуществления познавательной деятельности.

Больной ребенок не способен в полной мере сосредоточиться на процессе обучения, постоянная тревога может привести к развитию депрессивных состояний.

Это заболевание характеризуется множеством изнуряющих симптомов и тяжелых осложнений.

Пациент нуждается в уходе во время обострений и внимательном наблюдении в период ремиссии, лечение и контроль поведения носят практически перманентный характер.

Основные положения сестринского процесса

Во время обострения бронхиальной астмы пациента беспокоит кашель, одышка, при приступе возникает удушье. В этот момент человек, помимо физических страданий, испытывает сильный стресс, поэтому крайне необходимо постороннее вмешательство, особенно когда астматический приступ наблюдается у детей.

В данном случае именно сестринский уход является наиболее предпочтительным, поскольку представляет собой профессиональную помощь, направленную на нормализацию состояния больного.

Кроме того, одной из его задач является помощь в подготовке пациента к самостоятельному обслуживанию и правильному поведению вне медучреждения. Следует разобраться, что представляет собой сестринский процесс при бронхиальной астме. Он включает в себя следующие функции:

  1. Сестринский уход при бронхиальной астмеСбор информации о характере течения болезни у конкретного пациента. С этой целью проводятся беседы с больным и его родственниками, составляется максимально полная картина протекания приступов, обстоятельств им предшествующих, индивидуальных особенностей, психологического состояния пациента, наличия/отсутствия аллергических реакций на те или иные раздражители, принимаемых в период приступа медикаментозных препаратов. Также обсуждаются обстоятельства и причины, способные вызвать потенциальные проблемы у пациента во время обострения бронхиальной астмы.
  2. Осмотр и наблюдение за больным. Медсестра должна измерить артериальное давление и пульс пациента, обратить внимание на наличие одышки, ее характер, заметить, принимает ли больной вынужденную позу, характерную для астматических приступов, отметить наличие/отсутствие признаков дыхательной недостаточности и прочих проявлений заболевания.
  3. Определение потребности пациента в посторонней помощи и сфер, на которые она должна распространяться. Иными словами, медсестра, руководствуясь результатами действий, описанных в первых двух пунктах, определяет, в чем заключаются основные проблемы пациента в период обострений, и соотносит свои действия именно с ними. Например, человек, страдающий астмой, нуждается в контроле питания, организации сна, психологической поддержке. Порой ему необходима помощь, для того чтобы справиться со страхом, предшествующим удушью, общими тревожными состояниями, элементарными физическими нагрузками и т.д.
  4. Подготовка к лабораторным исследованиям и прочим процедурам. В ходе лечения данного заболевания, пациент регулярно сдает различные анализы, проходит физиотерапевтические процедуры и т.д. Задача медсестры при этом заключается в том, чтобы подготовить больного, разъяснить ему при необходимости смысл предстоящих действий, получить его согласие, обеспечить условия для их проведения.
  5. Сестринский уход при бронхиальной астмеУчастие в составлении плана лечения, а точнее той его части, которая касается непосредственно функций медсестры и входит в перечень ее должностных и профессиональных обязанностей. На основании назначенного врачом лечения и руководствуясь просьбами и пожеланиями пациента, она планирует свои действия, направленные на осуществление данного процесса и способствующие улучшению состояния больного.

Эти основные функции, которые, по сути, и представляют собой сестринское дело, на практике гораздо более широки, и включают в себя массу дополнительных действий.

Грамотный подход и владение полной информацией о заболевании может позволить медсестре выполнить несколько важнейших задач. Не последнее место среди них занимает психологический настрой пациента.

Этот аспект гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд.

к оглавлению ↑

Дополнительные возможности в процессе ухода

Человек должен владеть полной информацией о своей болезни, причинах ее возникновения, характере протекания, возможных осложнениях, правилах поведения во время приступов, мерах профилактики и т.д.

Адекватное отношение к ситуации способствует систематизации действий и их результативности. Медсестра имеет возможность воздействовать на эти аспекты, рассказывая больному о правильном поведении и подходе к лечению, сообщая ему дополнительные сведения о болезни, существующих методах лечения.

В результате, пациент может принципиально изменить свое отношение к заболеванию, избавиться от ощущения преобладающего, довлеющего воздействия болезни над собственной волей, перестанет воспринимать ее проявления, как нечто хаотичное, неизбежное, не поддающееся контролю и прогнозированию.

Сестринский уход при бронхиальной астмеВозможность использования дополнительных методов лечения помогает сформировать позитивный, обнадеживающий взгляд на проблему. Переломить ситуацию, избавить пациента от депрессивного, подавленного состояния – это задачи, решение которых в значительной степени улучшает ситуацию и делает сестринскую помощь наиболее эффективной при лечении бронхиальной астмы и ее профилактике.

Кроме теоретических знаний, сестринская помощь при бронхиальной астме предполагает массу практических действий, направленных на улучшение состояния больного.

В первую очередь, в обязанности медсестры входит научить пациента правильно дышать в момент приступа, а главное – в целях его профилактики.

Техника дыхания – это вполне определенный комплекс знаний, применяемых для осуществления эффективного вдоха и выдоха с учетом характера заболевания и направленных на улучшение состояния больного.

Эффективность различных дыхательных техник многократно доказана на практике. Некоторые дыхательные упражнения способны влиять даже на заболевания, не связанные с органами дыхания. Что касается различных заболеваний дыхательной системы, таких как бронхит, астма и т.д., то в этом случае правильное дыхание играет одну из главных ролей.

Следующей областью ответственности медсестры является контроль исполнения назначенного врачом лечения, как то:

  • Сестринский уход при бронхиальной астмесвоевременный прием лекарственных препаратов;
  • посещение необходимых процедур, если таковые были определены.

Попутно она следит за эффектом от получаемого лечения, отслеживает возможный регресс в состоянии больного. О результатах своего наблюдения она регулярно отчитывается лечащему врачу, сообщает о всех изменениях относительно течения заболевания, о самочувствии пациента в ночное время суток, описывает частоту и характер приступов.

К тому же сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает еще и создание благоприятных для выздоровления условий. Медсестра следит за:

  • сохранением порядка в помещении;
  • режимом проветривания;
  • соблюдением правил медучреждения;
  • соблюдением больными режима дня;
  • своевременным и правильным приемом пищи.

В случае необходимости медсестра помогает пациенту осуществить какие-либо потребности и действия, совершить которые, в силу болезни, он самостоятельно не может (умыться, одеться и т.д.).

к оглавлению ↑

Особенности ухода за детьми

Особую потребность в сестринском уходе испытывают маленькие пациенты. Страдающие бронхиальной астмой дети ощущают постоянную тревогу, страх и подавленное состояние. Их необходимо поддерживать, подбадривать, помогать справляться с повседневными трудностями.

Фактически, врач осуществляет назначения и корректирует их, в зависимости от динамики. Медсестра же находится в постоянном контакте с ребенком, проводит с ним большую часть времени.

Именно к ней ребенок обращается с каждой проблемой, жалуется на состояние, капризничает. Медсестра должна объяснять ребенку необходимость лечения, успокоить, по возможности вызвать у ребенка положительные эмоции.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Сестринский уход в этом случае просто незаменим. Детям, помимо координации лечебного процесса, необходимо организовывать досуг, точнее способствовать его наличию. Для этого требуется своевременно напоминать родителям о необходимости обеспечить малыша любимыми книгами, играми, прочими средствами, не противоречащими установленным в медучреждении правилам.

Медсестра предупреждает родителей о существующих требованиях к питанию ребенка, обусловленных его заболеванием. Следит за тем, чтобы эти требования неукоснительно выполнялись. В случае необходимости, надо помочь ребенку принять пищу, проследить, чтобы он выполнил все гигиенические процедуры до и после еды, а также утром и перед сном.

Бронхиальная астма требует применения различных средств, устройств и т.д. Зачастую родители не знают, как правильно пользоваться современными средствами симптоматического воздействия, например, новейшими модификациями ингаляторов, небулайзеров и пр.

Медсестра разъясняет им принцип работы устройства, частоту и порядок его применения, консультирует, в случае необходимости, по препаратам, назначенным врачом. Отвечает на все вопросы, касающиеся заболевания и находящиеся в пределах ее профессиональных полномочий.

к оглавлению ↑

Помощь при острых состояниях

Пожалуй, самым трудным для пациента, страдающего бронхиальной астмой, является момент приступа. Человек испытывает страх перед его наступлением, готовится к нему, боится умереть во время удушья. В тот момент, когда приступ наступает, пациент может испытывать такие панические состояния, что еще больше усугубит ситуацию.

Сестринский уход при бронхиальной астмеЭмоциональный фон очень важен при любых заболеваниях, во время астматических приступов он еще и опасен. Недопустимо, чтобы больной впал в панику, перестал контролировать свое поведение и дыхание. Разумеется, такая реакция вполне объяснима, но задача пациента этого не допустить, а медсестры – помочь ему в этом.

Помощь в данном случае заключается в том, чтобы заранее подготовить человека, объяснить ему, каким образом следует вести себя в момент приступа, какие действия совершить в первую очередь. Необходимо сразу облегчить себе доступ кислорода, расстегнуть одежду, успокоиться, на сколько это возможно, воспользоваться ингалятором.

Читайте также:  У ребёнка держится температура 5-7 дней и кашель: причины, лечение

Правильное поведение позволит стабилизировать состояние. Пациенту следует объяснить, что в медучреждении ему смогут оказать квалифицированную помощь, он не останется один на один со своей проблемой, а успокоившись вовремя, он в значительной степени облегчит эту задачу.

Однако рано или поздно пациент покинет больничную палату. Далее ему придется самостоятельно справляться с приступами.

Медсестра может помочь ему выработать тактику поведения, которой человек сможет воспользоваться в нужный момент. Отработать эту тактику как раз можно во время нахождения в стационаре, под наблюдением и руководством медсестры. Впоследствии это может сильно помочь больному.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Положительный эффект от правильно организованного ухода будет присутствовать и после того, как пациент покинет лечебное учреждение, а советы медсестры, примененные на практике, очень помогут ему в борьбе с болезнью.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать — поставьте оценку

Загрузка…

Источник: https://opnevmonii.ru/astma/sestrinskoe-delo-pri-astme.html

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Сестринский уход при бронхиальной астмеНа сегодняшний день бронхиальная астма относится к группе неизлечимых заболеваний. Медикаментозные схемы направлены лишь на облегчение состояния пациента. Большинству людей знакомы принципы борьбы с приступами дома. Для взрослых ситуация обстоит немного лучше, так как они понимают, что происходит. В отношении ребенка уход значительно сложнее. В период обострения детям необходима полномерная помощь, которая осуществляется по плану. В таких случаях целесообразно проведение сестринского процесса при бронхиальной астме.
Подробная информация о бронхиальной астме находится здесь.

При патологии, особенно у детей, часто возникают неотложные ситуации. Процесс подразумевает вмешательство, при котором осуществляется уход с учетом индивидуальных особенностей.

Медсестра должна проявлять коммуникабельность и профессионализм, уметь выявить потребности и проблемы пациента. Ее работа также заключается в обучении самостоятельной помощи при приступах, так как от этого зависит не только самочувствие, но и жизнь пациента.

Первый этап, при котором осуществляется сестринский процесс при бронхиальной астме – это выяснение обстоятельств, вызывающих дыхательную недостаточность. В план работы входит опрос больного или родителей и сбор сведений о провоцирующих агентах. Сестра должна узнать, что приводит к приступу, какие лекарства не переносят дети или взрослые подопечные.

Далее она проводит объективное визуальное обследование. Необходимо выяснить наличие следующих признаков патологии:

  • Характер одышки
  • Положение тела (поза апноэ)
  • Наличие хрипов
  • Состояние тканей, наблюдается ли цианоз
  • Нужно измерять артериальное давление
  • Определить характер сердечных ритмов.

Основные проблемы и специфика вмешательства

Как правило, пациент испытывает ряд ощущений, которые требуют помощи.

Существует несколько видов действия: зависимая работа представляет собой выполнение назначений врача: контроль приема лекарственных препаратов, осуществление инъекций, необходимых процедур и манипуляций.

Важно донести до человека сведения об опасности самостоятельного применения медикаментозных средств и описать возможные риски такого использования.

Независимые действия – работа, которую фельдшер проводит самостоятельно. Это уход, измерение артериального давления, частоты дыхания, пульса. Он должен организовывать досуг в стационаре и контролировать санитарно-гигиенические нормы в палате.

Взаимозависимые действия – это проведение диагностических исследований, подключение разных специалистов для дополнительных консультаций.

Роль фельдшера заключается в следующих действиях:

Проблема паники

При приступах больные, особенно дети, испытывают страх удушья. Приоритетной целью является разговор с пациентом в спокойном и убедительном тоне.

Сестра должна рассказать об особенностях пребывания в стационаре и новых методиках лечения. Кроме того, помощь заключается в том, что она обязана ввести в курс о потенциальных угрозах, но в мягкой форме.

Сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в собеседовании и формировании доверительных отношениях

Если предстоит уход за детьми, целесообразно научить родителей справляться с паникой в дальнейшем.

Основная проблема состоит в неумении настраиваться на оперативную помощь – взрослые также могут растеряться, когда у малыша начинается приступ.

В этом случае роль медсестры – не только лично проводить беседу с детьми, но и вовлекать в нее родителей, контролировать спокойную обстановку и учить снимать стресс. Весь план настроен на то, чтобы снять панику в течение приступа.

Проблема удушья

При обострении уход подразумевает выполнение определенных действий:

  • Необходимо придать человеку сидячее положение. Детей при этом лучше поддерживать.
  • Освободить от стягивающей одежды.
  • Обеспечить приток свежего воздуха. Если позволяет погода и климатические условия, нужно открыть окно.
  • Применить ингаляцию с Сальбутамолом для детей и Атровентом – для взрослых пациентов. Достаточно 1-2 впрыскиваний.
  • Если есть предписание врача, вводит внутривенно 2,4% раствор Эуфиллина в дозировке 10 мл.
  • Подготовить кислородный аппарат для использования кислородной смеси и ее подачи в дыхательную систему.
  • При отсутствии аллергии поставить горчичники.

Проблема кашля с мокротой

При кашлевом рефлексе и отхождении секрета сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в обеспечении введения бронходилататоров с помощью аппарата Небулайзера.

Уход и роль специалиста состоит в регулярном приготовлении теплого питья, детям обычно дают морсы, если нет аллергии на ягоды. По назначению врача медсестра дает муколитики перорально или с помощью ингалятора: Амброксол, Мукалтин, Ацтилцистеин.

Это обеспечивает разжижение мокроты и облегчает ее вывод. Для больных в тяжелых состояниях и детей уход заключается в контроле во время выхода секрета.

В этот момент медсестра обязана вести лист наблюдения, где отмечает особенности частоты дыхания, цвета кожных покровов, описывает характер отделяемой жидкости. В отдельных графах указываются улучшения или осложнения, если таковые имеются.

Проблема дыхательной недостаточности

При таких состояниях дети и взрослые испытывают учащенное биение пульса, может подняться артериальное давление. Роль медсестры заключается в нормализации показателей в течение суток. Она должна контролировать параметры сердца и сосудов каждые 10-15 минут на протяжении всего приступа и еще час после него.

Про стойких проявлениях тахикардии взрослым дают 10 мг, детям – 5 мг Нифедипина, Кордафена, Адалата трижды в день, но только в случае указаний врача. Бетаблокаторы в этот период не назначаются, так как могут вызвать спазм и усугубить положение.

Проблема гипоксии

Роль медсестры при вмешательстве состоит в нормализации цвета кожных покровов в течение суток. Приоритетной целью является наблюдение за пациентом, повторное применение кислородных ингаляций. Особенность состояния у детей – возможность резкого снижения артериального давления. В этом случае рекомендовано внутримышечное введение Кордиамина, Никетамида или Этимизола в дозировке 2 мл.

Особенности ухода в стационаре

Приоритетная роль медсестры заключается в наблюдении за больным, она должна способствовать ремиссии, предотвращать потенциальные осложнения. Для этого проводятся следующие процедуры и мероприятия:

  • Обеспечение и контроль соблюдения режима
  • Удовлетворение физиологических потребностей во время приступа
  • Объяснение необходимости применения назначаемых препаратов
  • Обучение самоконтролю, использованию ингаляторов, ведению журнала
  • Обучение методике пикфлоуметрии
  • Проверка навыков на практике больных и родителей маленьких подопечных
  • Нормализация поражений в бронхиальных структурах и показателей их деятельности
  • Осуществление ухода за лежачими больными
  • Контроль проведения влажной уборки и проветривания
  • Обеспечение досуга маленьких пациентов
  • Осуществление назначений врача
  • Организация правильного питания.

Выполнение врачебных назначений

Сестринский уход при бронхиальной астме

Кроме того, сестра обязана подготовить подопечного к дополнительным процедурам обследования:

  • Тесты на аллергических агентов
  • Биохимические анализы
  • Исследование мокроты
  • Рентгенографии
  • Спирометрии
  • Бронхоскопии.

Если назначаемые препараты дают побочный эффект, медсестра должна распознать негативные реакции и уведомить об этом врача.

Процедура подачи кислорода

Основная цель манипуляций – уменьшение тканевой гипоксии. Сестра готовит натриевый гидрокарбонат, катетеры, бинты, лейкопластыри, лотки. Все предметы должны быть продизенфицированы. Процедура проводится при помощи аппарата Боброва.

Медсестра должна выявить признаки удушья и гипоксии, установить с больным доверительный контакт. Она поясняет цель оксигенотерапии и роль в улучшении состояния при приступе. В результате проведенной беседы человек успокаивается, что позволяет легким меньше расходовать кислород. Последующие действия проходят в несколько этапов:

  • Обеспечение герметичности и проверка фиксатора на пробке
  • Определение длины катетера. Параметр составляет расстояние от хрящевого выступа на внешней части уха до ноздрей, примерно 15 см.
  • Ввод осуществляется по подготовленной метке
  • Язык прижимается специальной лопаткой или шпателем
  • Кончик катетера должен выглядывать над зевом
  • Наружная часть фиксируется при помощи бинта
  • После подсоединения к аппарату и подключения проверяется скорость подачи кислорода
  • Уход состоит в контроле слизистой
  • Продолжительность процедуры не более часа
  • После выведения катетера необходима оценка состояния пациента, анализ улучшений, о чем производится запись в журнале.

План действия при астматическом статусе

В обязанности медсестры также входят мероприятия по неотложной помощи в период некупируемого приступа, который приводит к осложнениям, угрожающим жизни. Роль заключается в первоочередном запрете на использование карманного ингалятора.

При уходе фельдшер должен уложить пациента, обеспечить ему теплое питье со щелочным содержимым. Это молоко с содой или минеральной водой без газа, что помогает успокоить кашель и вывести мокроту. После этого специалист обеспечивает больного увлажненным кислородом. Медсестра должна сохранять спокойствие и уметь поддержать пациента, не допуская приступа паники.

Специфика деятельности медсестры имеет свои особенности. Прежде всего, к такому труду допускаются люди со специальным образованием, защитившие дипломную работу.

Их роль состоит в грамотном и распланированном взаимодействии с пациентом, когда лечебные и профилактические мероприятия тесно связаны с личностными отношениями.

При современном прогрессе фельдшер обязан обладать достаточными знаниями об инновационных технических средствах и методиках, осваивать их применение.

Читайте также:  Чем и как лечить ангину у ребёнка в 2-3 года - проверенные средства

При правильной организации ухода ремиссия наступает достаточно быстро. Больной выписывается из стационара под наблюдение ведущего терапевта, педиатра и аллерголога. Пациент подготовлен, он умеет справляться со страхом удушья, понимает, какие меры нужно принимать при приступах.

Также он обладает информацией о необходимости приема препаратов, их свойствах и особенностях воздействия на организм. Медсестра проводит инструкцию по правильному и рациональному питанию, дает рекомендации по режиму дня.

Она проверяет навыки человека и готовность к применению карманного ингалятора.

Источник: http://lekhar.ru/bolesni/pulmonologija/sestrinskij-process-pri-bronhialnoj-astme/

Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме

Сестринский уход при бронхиальной астме

Бронхиальная астма

15.11.2017

3.6 тыс.

2.4 тыс.

4 мин.

В медицинской терминологии имеется такое понятие, как сестринский процесс при бронхиальной астме. Он представляет собой организацию ухода за астматиками с целью обеспечения соответствующих условий. Делается это для того, чтобы повысить качество жизни больных, приблизить наступление ремиссии и минимизировать развитие осложнений.

Бронхиальная астма — неизлечимое заболевание хронического характера. Медикаментозная терапия направлена только на купирование приступов и облегчение общего состояния больного.

Большая часть пациентов имеет конкретное представление о том, как бороться с приступами во время обострений болезни.

Организация сестринского процесса является целесообразной при средней и тяжелой степени астмы, когда обострение сопровождается приступами удушья.

Сестринский процесс для астматиков представляет собой комплекс мероприятий, разработанных специально для данной категории пациентов. Он предполагает оказание необходимой медицинской помощи на протяжении всего курса лечения.

Вмешательство среднего медицинского персонала классифицируется как:

  • зависимое, предполагающее выполнение указаний доктора;
  • взаимозависимое, при котором действует медицинская бригада;
  • независимое, при котором осуществляется осмотр и опрос пациента, делается оценка его состояния, даются рекомендации по диете, корректируется дневной распорядок и так далее.

Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит из нескольких этапов:

  • Подготовительный. Пациента необходимо подготовить к лабораторному и инструментальному обследованию и походу к специалисту.
  • Проведение беседы. С больными и их родственниками проводится разъяснительная работа. Медработник выслушивает и анализирует жалобы пациента, проводит беседу о его заболевании и делает назначения. В этот момент происходит налаживание тесного психологического контакта между пациентом и медсестрой.
  • Осуществление контроля. Исполнение врачебных назначений подвергается проверке.
  • Планирование. В обязанности медсестре вменяется составление плана ухода за пациентом.
  • Выполнение плана по уходу. Данный этап включает работу медсестры, которая заключается в оказании реальной помощи, проводимой в соответствии с планом.

Основными преимуществами сестринского процесса при астме являются круглосуточный контроль за состоянием больного в период обострения болезни и обеспечение безопасных и максимально комфортных условий в этот период. Оказание помощи происходит при учете личностных качеств и физиологических особенностей больного.

Проблемы пациента выступают в качестве основной задачи, которая стоит перед медсестрой на данный момент.

Большим плюсом данного подхода является разрешение для пациентов принимать непосредственное участие в разработке плана по уходу.

Если сестринский процесс проводится для детей или подростков, то медсестрами обязательно учитывается их возрастная категория и все особенности протекания заболевания.

Помимо экстренной помощи, больным и родственникам оказывается психологическая поддержка на протяжении всего лечения.

Медперсонал основательно подготавливает пациента к прохождению дальнейшей терапии в моральном и физическом плане. Стоит отметить, что психофизическое состояние человека, страдающего астмой, имеет немаловажное значение.

От данного фактора зависит количество обострений и ремиссий, а также характер протекания болезни.

В обязанности медицинской сестры при организации ухода за больными бронхиальной астмой входят вмешательства по ряду направлений.

Диагностика заболевания включает в себя первичный осмотр пациента, определение провоцирующих факторов, учет жалоб и наличие сопутствующих недугов. Эти данные служат основанием для начала при составлении истории болезни.

Первичные меры предпринимаются на основании анализа полученной информации. Первым делом устраняется источник проблемы. В его качестве могут выступать внешние раздражители, способствующие развитию патологии и препятствующие удовлетворению естественных потребностей: потребления пищи, обеспечения сна, нормального дыхания.

Одним из направлений сестринского ухода являются действия по снижению и минимизации риска осложнений.

Сестринский процесс осуществляется в стационарных условиях. Для пациента разрабатывается гипоаллергенная диета, организовывается дневной режим, проводятся беседы с пациентами. Особенности болезни и терапевтические меры обсуждаются с родственниками больного. Все действия осуществляются под строгим контролем докторов.

Медсестра обязана обеспечить больному все необходимые условия, включая организацию гипоаллергенного быта:

  • диетическое питание;
  • ежедневное проветривание помещения;
  • влажную уборку;
  • соблюдение требований;
  • развлекательные мероприятия (телевизор, компьютер).

Обязательным является выполнение врачебных предписаний, фиксация изменений и реакций организма пациента, контроль за побочными эффектами, обучение больных навыкам самоконтроля и правильному использованию ингалятора. Все сведения доводятся до лечащего врача. В случае необходимости проводятся повторные исследования, делаются коррективы в терапии и назначаются новые препараты.

Астматический статус является тяжелым осложнением бронхиальной астмы, которое представляет серьезную опасность для жизни больного. Данное состояние расценивается как развитие дыхательной недостаточности в острой форме, ведущее к нарастанию удушья.

Для медсестер разработан четкий план действий, позволяющий им оказывать неотложную помощь пациентам во время астматических приступов в условиях стационара.

Схема выполнения медикаментозной терапии представляет собой некоторую последовательность действий. Первым делом должна быть оказана неотложная помощь, при отсутствии эффекта от которой предусматривается экстренная терапия и выполнение реанимационных мероприятий.

Обычный ингалятор в этом случае использовать запрещается.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Кислородная интубация

При правильной организации ухода добиться наступления ремиссии удается достаточно быстро. Перед выпиской больной получает полный набор рекомендаций, как выходить из положения при возникновении одышки, какие препараты иметь под рукой, как организовать лечебное питание и какой режим дня соблюдать.

Организация сестринского процесса для взрослых и детей является аналогичной. Однако здесь учитываются особенности детской психики. Ребенку уделяется гораздо больше внимания во время разъяснительной работы о необходимости проведения терапии.

Кроме того, основные вопросы по лечению и внесению корректив в этом случае обсуждаются с родителями. Их роль заключается в обеспечении постоянной поддержки ребенку после выписки.

Источник: https://pro-allergen.com/sestrinskij-process-pri-bronxialnoj-astme.html

Особенности сестринского процесса при астме

Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит в том, чтобы обеспечить больному должный уход, создать подходящие условия для выздоровления, ознакомить пациента и его родственников со способами устранения приступов и прочем. По результатам диагностики разрабатывается тактика проведения терапии. Без врачебного вмешательства в данном случае не обойтись.

С чем может столкнуться больной

Сестринский уход при бронхиальной астме

У людей, страдающих бронхиальной астмой, возникают следующие проблемы:

  • недостаток жидкости, что происходит в результате гипервентиляции легких;
  • нарушение сна, аппетита;
  • чувство тревоги, а также боязнь перед приступом;
  • неэффективное дыхание по причине гипоксии;
  • дискомфорт, который связан с необходимостью постоянного приема лекарственных препаратов;
  • высокая вероятность развития осложнений;
  • неспособность справляться с трудностями самостоятельно;
  • ограничение при выборе профессии.

Кроме всего вышеперечисленного, проблемы детей также состоят в нарушении игровой активности и познавательной деятельности. Задача фельдшера – оказать помощь больному, а также обеспечить ему должный уход.

Этапы сестринского процесса

Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит из нескольких этапов. План действий таков:

  1. Сбор данных.
  2. Определение проблем.
  3. Исключение схожих заболеваний.
  4. Уход за больными в условиях стационара (организуется контроль над соблюдением режима и питания, досуга, создаются благоприятные условия в палате).
  5. Выполнение назначений врача и наблюдение за результатами лечения.
  6. Оценка действенности ухода.

Сбор информации

Сестринский уход при бронхиальной астмеПрежде всего, проводятся субъективные методы исследования. Происходит опрос пациента, выслушиваются его жалобы. Как правило, они состоят в затрудненном дыхании и кашле. Заболевание начинается остро, присутствует повышенная температура. Помимо этих признаков, могут проявляться и другие симптомы: одышка, периодически свистящее дыхание, кашель, интенсивность которого усиливается утром и вечером. 

Сестринский процесс состоит из опроса родственников пациента на наличие у них такого же недуга, чтобы подтвердить или исключить наследственную предрасположенность как причину развития болезни. 

Объективные методы исследования состоят из осмотра пациента в период приступа. При этом нарушается его самочувствие, он напуган. Наблюдается громкое дыхание, одышка, хрипы со свистом, раздувание носовых крыльев, цианоз носогубного треугольника, кашель в виде приступов, отхождение вязкой мокроты. Вынужденное положение тела – сидя с возвышенным плечевым поясом.

Обнаружение проблем

Сестринский процесс при бронхиальной астме на этом этапе состоит в том, чтобы выявить проблемы пациента и подобрать варианты для их решения.

При возникновении заболевания, особенно у детей, у больных нарушаются обычные жизненные потребности, к которым относится следующее: дышать, спать, есть, отдыхать, общаться.

В задачу фельдшера входит план-тактика по обеспечению требуемого ухода. Пациентам необходимо предоставить помощь, чтобы облегчить их состояние.

Эти нарушения возникают по причине бронхоспазма, отека слизистой оболочки, накопления слизи в бронхиальных просветах, приступов кашля с отхождением вязкой мокроты. Бронхиальную астму можно спутать с другими заболеваниями дыхательных органов. Нужно уметь отличить ее, чтобы правильно установить диагноз.

Исключение схожих заболеваний

Существуют некоторые болезни, симптомы которых схожи с признаками бронхиальной астмы. Такими недугами являются:

  • обструктивный хронический бронхит (клиническая картина устойчиво сохраняется и не изменяется даже после использования клюкокортикостероидных средств);
  • сердечная астма (одышка возникает в виде приступов и сопровождает пациента, как правило, в ночное время) – может возникать ощущение давления в грудине, учащается пульс, затрудняется дыхание в обеих фазах, основное отличие от бронхиальной астмы состоит в отсутствии выраженного опущения диафрагмы;
Читайте также:  Характер и цвет мокроты при бронхите

Источник: https://yadishu.com/asthma/obschee/sestrinskiy-protsess-pri-bronhialnoy-astme.html

Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе

Бронхиальная астма – это хроническое неизлечимое заболевание. Медикаментозное лечение направлено на купирование приступов, контроль над заболеванием и улучшение самочувствия больного. Многие пациенты знают, как вести себя во время приступа.

Если речь идет о взрослом человеке, то многие справляются самостоятельно, с детьми ситуация обстоит сложнее, им нужна помощь медицинского работника.

Сестринский уход при бронхиальной астме необходим больному в периоды обострения и осуществляется в соответствии с определенным планом.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Задача медицинской сестры при работе с пациентами – астматиками состоит в следующем:

  • своевременно отреагировать на начавшийся приступ;
  • оказать квалифицированную помощь;
  • выявить причину приступа и потребности пациента;
  • научить больного самостоятельно справляться с приступом.

На первом этапе сестринского ухода необходимо выяснить, что вызывает приступ удушья. Для этого проводится опрос самого пациента, родителей или родственников. Медсестре необходимо знать, какой аллерген вызывает приступ, какие препараты можно применять в отношении больного, а какие он не переносит.

Основная цель медицинского работника – всячески облегчить состояние пациента и помочь ему справиться с астматическим приступом.

Проблемы, с которыми сталкивается астматик

Основной симптом бронхиальной астмы – это кашель, одышка и приступ удушья. Таким больным необходимо обследоваться дважды в год, если состояние ухудшается, рекомендуется госпитализация и лечение в стационаре.

При болезни астматики сталкиваются со многими проблемами:

  • страдают от недостатка жидкости в организме (причина в гипервентиляции легких);
  • у больных нарушается сон, многие подвержены бессоннице;
  • ухудшается аппетит;
  • люди часто испытывают панический страх перед приступом и постоянно находятся в состоянии тревоги;
  • затруднение дыхания вследствие гипоксии;
  • многие испытывают определенный дискомфорт, связанный с постоянным приемом лекарственных средств;
  • часто у астматиков развиваются осложнения;
  • некоторые больные, особенно дети, не в состоянии справиться самостоятельно с определенными трудностями во время обострений;
  • трудоспособные пациенты вынуждены ограничивать себя в выборе профессии.

Проблема маленьких пациентов в том, что они ограничены в активных играх и получении знаний. Задача сестринского ухода за пациентом заключается в необходимой помощи и обеспечении должного ухода.

План сестринского ухода при бронхиальной астме

Планирование сестринского процесса при астме позволяет оказывать квалифицированный уход. В него входит несколько этапов:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Выявление проблем больного.
  3. Дифференцирование астмы с похожими патологиями.
  4. Уход за пациентом с бронхиальной астмой при госпитализации, соблюдение необходимого режима отдыха, контроль нагрузок и питания.
  5. Выполнение лечебных мероприятий, контроль приема лекарственных средств и результата терапии.
  6. Оценка результативности ухода при бронхиальной астме.

Сбор анамнеза

На этом этапе необходимо выслушать пациента, чтобы понять его проблемы, медработник должен проанализировать жалобы и выявить возможность наследственной предрасположенности к астме.

Чаще всего больного беспокоит проблема с дыханием, кашель, одышка, хрипы и свист при дыхании, может наблюдаться повышение температуры. Необходим осмотр пациента в момент приступа, обычно, самочувствие резко ухудшается, человек может испытывать страх, чем усугубляет свое состояние.

Выявление проблем больного

Для обеспечения должного ухода следует выяснить проблемы, которые беспокоят больного. При выявлении астмы привычный жизненный ритм больного меняется, он должен научиться справляться с приступами и продолжать жить полноценной жизнью.

Задача медперсонала обеспечить максимальный уход за больным с бронхиальной астмой и помочь при обострениях. Необходимо помнить, что вследствие бронхоспазма и отека слизистой бронхов  скапливается слизь, которая вызывает сильный кашель и удушье.

Как исключить похожие болезни?

Симптомы астмы схожи со многими заболеваниями органов дыхания, но фельдшер должен уметь отличить астматический приступ от похожей болезни:

  • хронический бронхит с обструкцией (применение глюкокортикостероидов не дает эффекта);
  • сердечная астма – характерна ночными приступами одышки, сопровождается тахикардией, ощущением сдавливания груди, дыхательной недостаточностью, основным отличием от бронхиальной астмы является отсутствие изменения местоположения диафрагмы;
  • истероидная астма сопровождается затрудненным дыханием на вдохе и выдохе, имеет три формы, может возникнуть остановка дыхания;
  • обтурационная астма возникает при механическом удушье из-за новообразования или попадания инородного тела;
  • сенная лихорадка, сезонное заболевание, сопровождается комплексом признаков аллергической реакции – бронхоспазм, конъюнктивит, ринит, в периоды ремиссии никак не проявляется;
  • аспиргиллез – аллергическое заболевание органов дыхание, провоцирует реакция на грибы аспергиллы, поражаются не только дыхательные пути, но и сосуды.

Одышку или приступ удушья могут вызвать ряд других болезней, но они имеют свои признаки, по которым их легко отличить от бронхиальной астмы.

Уход за больным в стационаре

При госпитализации сестринский уход за больными с бронхиальной астмой направляется на улучшение состояния больного и купирование осложнений. В план ухода входит контроль режима отдыха и питания, помощь в организации досуга, создание комфортных условий в больничной палате.

Если больной не может самостоятельно принимать пищу или проводить гигиенические процедуры, медсестра ему помогает, чаще всего это относится к детям и людям пожилого возраста.

Фельдшеру необходимо проследить за выполнением назначений врача и выяснить, имеет ли терапия эффект. Также на этом этапе предусматривается общение с пациентом или родителями ребенка, цель которого выявление причины патологии и профилактические меры в отношении различных осложнений. Иногда приходится доносить до больного, что лечение в условиях стационара принесет больше пользы.

С пациентом необходимо общаться и объяснять пользу диетического рациона питания, соблюдения режима отдыха и лечения. Следует позаботиться о досуге больного, следует сообщить родственникам или родителям о необходимости наличия книг или игрушек.

Медицинский персонал должен обеспечить не только комфорт в палате, но и влажную уборку и регулярное проветривание.

Выполнение назначений врача

Бронхиальная астма требует базисного лечения, которое и обеспечивает медсестра. Ее задача убедить больного в необходимости соблюдения врачебных назначений и непрерывного курса лечения. Пациента следует просветить о возможных побочных действиях лекарств и научить пользоваться ингалятором. Также необходимо вести ежедневные записи для контроля своего состояния.

В план ухода входит контроль обследований, назначенный для диагностики или оценки эффективности лечения. Больному нужно рассказать, для чего проводится та или иная процедура. Кроме этого, астматики нуждаются в психологической поддержке, особенно дети, иногда участие необходимо и родителям.

В случаях возникновения побочных действий назначенных лекарств, фельдшеру необходимо правильно среагировать и принять меры. При терапии, которая не дает лечебного эффекта, необходимо поставить в известность врача для замены препаратов.

При бронхиальной астме у детей фельдшер должен контролировать состояние больного несколько раз в день, измерять температуру, прослушивать сердцебиение, наблюдать за дыханием, всячески поддерживать ребенка, чтобы психологический фактор не помешал лечению.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей очень важен для эффективного лечения и наступлении фазы ремиссии. При улучшении состояния, больного могут выписать и перевести на амбулаторное лечение.

Как помочь пациенту во время приступа

При бронхиальной астме план ухода включает в себя помощь во время приступа, для этого фельдшер должен действовать в соответствии со схемой:

  • в первую очередь нужно устранить аллерген;
  • больному нужно ввести бронхорасширяющий препарат с помощью ингалятора;
  • можно дать выпить горячий содовый раствор;
  • для ног приготовить ванну с сухой горчицей;
  • если ингалятор не оказал действия, следует дать больному антигистаминный препарат;
  • при затяжном приступе взрослому вводят подкожно Эфедрин;
  • если приступ проходит в тяжелой форме, применяется Преднизолон.

В случае тяжелого приступа больного госпитализируют для круглосуточного наблюдения. Это необходимо, чтобы избежать осложнений. Если бронхиальная астма между приступами проходит с осложнениями, требуется терапия стероидами, желательно с пролонгированным действием.

Задача медперсонала проследить за тем, чтобы у больного всегда был при себе ингалятор. В случаях, когда присоединяется инфекция вирусной или бактериальной природы, нужно вовремя оценить необходимость антибактериальной терапии.

Нельзя забывать о приеме больным отхаркивающих средств для очищения бронхов от мокроты.

Если пациент малыш до 5 лет, можно применять для купирования приступа аэрозоли с дозатором, разрешен к применению и небулайзер. Детям до 2 лет небулайзеры или аэрозоли используют с лицевой маской.

Астматический статус

При астматическом статусе привычный ингалятор не поможет, если фельдшер ухаживает за больным, он должен вовремя убрать ингалятор, чтобы пациент не навредил себе.

Нужно срочно вызвать врача и помочь пациенту принять удобное положение. В таком состоянии больному дают влажный кислород и горячий щелочной раствор.

В этой ситуации главное сохранять спокойствие и помочь больному не впасть в паническое состояние.

Сестринский процесс включает в себя беседы с пациентом о пользе дыхательной гимнастики, о вреде курения и необходимости исключения аллергенов из жизни больного.

Источник

Источник: https://medic-online.net/155313/sestrinskiy-ukhod-za-pacientom-s-bronkh/

Ссылка на основную публикацию